Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
88 — изъ необходимости тамъ различныхъ кущей и степеней того
наслажденія, что необходимо требуетъ признанія того, что не всѣ
въ равной степени очищены, а также еще на основаніи многихъ
иныхъ доводовъ, изъ числа которыхъ многіе мы приведемъ въ свое
время, если будетъ нужда; а теперь, сказавъ немного о семъ пред¬
метѣ, на этомъ мы закончимъ слово. I. Скажемъ, что болѣе свойственно благости Божіей малое
добро не оставить безъ вниманія, нежели малый грѣхъ сочесть
достойнымъ наказанія. Однако, малое добро въ тѣхъ, которые со¬
вершили великіе грѣхи, не получитъ награды, по причинѣ пре¬
обладанія зла. Такъ и малое зло въ тѣхъ, которые были праведны¬
ми въ великихъ дѣлахъ, не приведетъ къ навлеченію наказанія
благодаря тому, что лучшія дѣла побѣждаютъ: ибо если нѣтъ того,
что представляетъ большую часть, то тогда, конечно, не будетъ
и того, что составляетъ — меньшую. Итакъ, не слѣдуетъ вѣрить
въ очистительный огонь. II. Затѣмъ, какъ имѣется малое добро въ тѣхъ, которые въ
остальномъ — дурны, такъ и малое зло — въ тѣхъ, которые въ
иномъ — добры. Но'малое добро въ тѣхъ не можетъ привести къ
оной наградѣ, которая слѣдуетъ за добрыя дѣла, но только можетъ
произвести различіе въ наказаніи: такъ и малое зло не приведетъ
къ наказанію, но произведетъ различіе въ степени наслажденія.
Итакъ, не достоитъ вѣрить въ очистительный огонь. III. Затѣмъ, справедливость вѣчнаго мученія является на
основаніи неизмѣнности злой воли у согрѣшившихъ; ибо вѣчно
согрѣшающей волѣ долженствуетъ также соотвѣтствовать и вѣч¬
ное наказаніе. Какъ и — наоборотъ, согласно слѣдующему: если
тотъ, кто вѣчно пребываетъ неизмѣннымъ въ злѣ — карается вѣч¬
нымъ мученіемъ, то тотъ, кто не подвергается вѣчному мученію,
тотъ, слѣдуетъ допустить, не будетъ имѣть свою волю неизмѣн¬
ной. Ибо, если тотъ, кто будетъ ее имѣть неизмѣнной въ отношеніи
зла — будетъ находится въ вѣчномъ наказаніи; то, тотъ, кто бу¬
детъ имѣть ее неизмѣнной въ отношеніи добра, какую имѣетъ ну¬
жду въ наказаніи, когда, напротивъ, ему долженствуютъ вѣнцы.
Между тѣмъ, какъ вы утверждаете, тѣ, которые очищаются тѣмъ
(очистительнымъ) огнемъ, имѣютъ волю неизмѣнной. Итакъ, имъ
нѣтъ нужды очищаться огнемъ. IV. Затѣмъ, если созерцаніе Бога является совершеннымъ
воздаяніемъ для чистыхъ сердцемъ и душею, а его не всѣ полу¬
чатъ въ равной мѣрѣ, значитъ, не всѣ обладаютъ въ той же степени
чистотою, и нѣтъ нужды въ очистительномъ огнѣ, если эта чи¬