Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
87 ше было нами сказано; что же касается повѣствованій и открове¬
ній, которыя онъ представилъ, то они отнюдь не являютъ какой-
то опредѣленный очистительный огонь въ нѣкоемъ опредѣленномъ
мѣстѣ; онъ говоритъ, что нѣкоторые изъ очищаемыхъ такимъ об¬
разомъ, назначены къ банямъ служитъ моющимся, а другіе чрезъ
откровеніе учили, что есть нѣкоторыя души, которыя горятъ въ
различныхъ мѣстахъ; все это является не инымъ чѣмъ, какъ чу¬
десными явленіями и откровеніями, особо назначенными Богомъ,
для обращенія и исправленія живущихъ; а то, что есть общій для
всѣхъ очистительный огонь, отнюдь необходимо не вытекаетъ изъ
сего. А тѣмъ, что послѣ сего онъ приводитъ, уничтожается дог¬
матъ о чистилищномъ огнѣ; ибо онъ говоритъ, что “малые” и “лег¬
чайшіе” грѣхи у праведныхъ очищаются возмѣщеніемъ иныхъ
дѣлъ, именно — благихъ дѣлъ въ настоящей жизни; а другіе въ
исходѣ души изъ тѣла очищаются самымъ только страхомъ, какъ
онъ передаетъ; а иные очищаются послѣ смерти, благодаря совер¬
шаемымъ за нихъ благодѣяніямъ и приношеніямъ. 18. Поскольку же вы сослались на авторитетъ Римской Цер¬
кви, что вы къ инымъ аргументамъ присоединили какъ пятый, то мы
его отстранимъ: ибо вамъ не должно не знать, что если бы такимъ
образомъ и мы и вы были настроены другъ въ отношеніи другу,
чтобы то, чего держится каждая (изъ нашихъ) Церквей, это же
самое, какъ и авторитетъ свой, вводить, то никогда бы мы не со¬
шлись другъ съ другомъ и не имѣли бы переговоровъ. Но это-то
и была первая и основная причина нашей встрѣчи: чтобы оста¬
вивъ всякую предвзятость (προλήψεως) и всякую ссылку на обы¬
чаи, не способствующіе обсужденію, судить дѣла такъ, какъ они
представляются сами по себѣ, сравнивая ихъ съ словами Священ¬
наго Писанія и изреченіями учителей, руководствуясь ими какъ
правиломъ и образцомъ въ отношеніи изучаемыхъ вопросовъ. Ибо,
если мы не будемъ поступать такимъ образомъ, но станемъ су¬
дить, ссылаясь на обычаи, то тогда и той и другой сторонѣ ста¬
нетъ возможнымъ все привести въ разстройство, и мы никогда не
сойдемся другъ съ другомъ. Итакъ, такъ выходитъ, что и отсюда,
какъ и изъ приведенныхъ изреченій, не вытекаетъ необходимости
того, что вы утверждаете (именно, о существованіи чистилища). 19. Поскольку же, наконецъ, вы сдѣлали; также соотвѣтству¬
ющее заключеніе къ предлежащему предмету и сослались на по¬
нятіе человѣколюбія Божія, то необходимо поставить васъ въ извѣ¬
стность, что и мы не въ меньшей мѣрѣ, можемъ вывести нѣкото¬
рое заключеніе (и то — противоположное тому, которое вы дѣ¬
лаете), исходя изъ понятія человѣколюбія Божія, а кромѣ того