Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
85 томъ Вселенскомъ Соборѣ; такъ что нѣтъ ничего удивительнаго,
что и самъ, будучи человѣкомъ, онъ погрѣшилъ въ точности (исти¬
ны), когда то же самое случилось и съ многими бывшими до него,
какъ — съ Иринеемъ Ліонскимъ и Діонисіемъ Александрійскимъ
и съ иными, ибо и они своими изреченіями оказали извѣстную под¬
держку не право вѣдущимъ. А то,—что это ученіе было тогда спор¬
нымъ и отнюдь не очищеннымъ, такъ чтобы представлять точное
сужденіе, свидѣтельствуетъ Григорій Богословъ, который въ сло¬
вѣ “На Крещеніе”, любомудрствуя о неугасаемомъ томъ огнѣ,
послѣ сего такъ говоритъ: “Если только не будетъ угодно кому и
здѣсь понять это болѣе человѣчно и достойно Наказующаго”76).
Видишь ли, какъ онъ допускаетъ желающимъ понимать этотъ огонь
болѣе человѣчно? Но Пятымъ Вселенскимъ Соборомъ такое мнѣ¬
ніе (о конечности мученія) признано изъ всѣхъ ученій наиболѣе
безчеловѣчнымъ, и , какъ причиняющее вредъ Церкви и какъ
ослабляющее старательныхъ, предано анаѳемѣ. Итакъ, эти изре¬
ченія если и дѣйствительно сказаны чуднымъ Григоріемъ о томъ
огнѣ, то они указываютъ не на особое чистилище, а вводятъ ко¬
нечное очищеніе и конечное возстановленіе всѣхъ; но они, никоимъ
образомъ, не убѣдительны для насъ, взирающихъ на общее мнѣ¬
ніе Церкви и руководящихся Божественнымъ Писаніемъ, а не
взиряющихъ на то, что каждый изъ учителей писалъ, выражая
какъ свое личное мнѣніе; и если · кто-нибудь иной иное написалъ
что объ очистительномъ огнѣ, мы не имѣемъ нужды принимать се¬
го: ибо ни Писаніе ни Пятый Вселенскій Соборъ не передали намъ
двойного вида наказаніе и двойного рода огонь. 16. Но вы сказали, что объ этомъ ясно говорили Августинъ
и блаженные Амвросій и Григорій Двоесловъ. То, что это ихъ сло¬
ва, мы признаемъ и это невозможно отрицать; но хотя сіи мужи
были латинянами и писали свои сочиненія по-латински, (одна¬
ко изъ того, что извѣстно намъ, можно видѣть, что,) съ одной сто¬
роны, они отнюдь ничего опредѣленнаго не возвѣщаютъ объ очи¬
стительномъ огнѣ, но только учатъ о томъ, что усопшимъ помо¬
гаютъ совершаемыя за нихъ литургіи и молитвы; а, съ другой
стороны, если что опредѣленное и говорятъ они о семъ, однако, ни
одно такого рода сочиненіе до сего дня не было нами прочитано;
ничего, что говорило бы о семъ предметѣ; можетъ быть, развѣ
только недавно были переведены съ римскаго на греческій
языкъ: “О Троицѣ” Августина и Григорія “Собесѣдованія”. Такъ
что же удивительнаго въ томъ, если мы не знаемъ того, что ни¬
когда не видѣли, не читали, не слышали? Ибо наши Отцы, а так¬