Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
84 нія отъ нѣкоторыхъ грѣховъ, — съ чѣмъ и вы согласны и о чемъ,
полагаемъ, нѣтъ нужды много говорить. Затѣмъ, касательно того,
что вы цитируете блаженнаго Ѳеодорита, мужа мудраго и боже¬
ственнаго и имѣющаго большую славу въ краснорѣчіи: то если бы
также и у насъ мы нашли то, что вы приводите какъ его слова,
то имѣлась бы нужда въ нѣкоторомъ разсужденіи и въ равной мѣ¬
рѣ въ нѣкоторомъ отвѣтѣ, но поскольку среди многихъ, имѣю¬
щихся у насъ, сочиненій его, ни въ одномъ изъ нихъ не обнаружи¬
вается, чтобы онъ такъ говорилъ, то и нѣтъ нужды намъ боль¬
ше о семъ разсуждать. 14. Остается только блаженный Григорій, предстоятель Нис¬
ской Церкви, который болѣе иныхъ кажется говорящимъ то, что
идетъ вамъ на руку. Впрочемъ, лучше бы было молчаніемъ поч¬
тить его авторитетъ и отнюдь не принуждать насъ ради защиты
отъ тѣхъ вещей, явно приводить его на середину; однако, все же
намъ долженствуетъ сказать и о семъ (насколько это возможно)
сохраняя славу сего отца. — Онъ былъ человѣкомъ, и человѣку,
хотя бы онъ достигъ и верха святости, не невозможно ошибиться,
и особенно въ тѣхъ предметахъ, о которыхъ не было предваритель¬
наго изслѣдованія, и о чемъ Отцы, сойдясь вмѣстѣ, не вынесли
сужденія. Ибо — ясно, что для многихъ легче постичь истину,
чѣмъ — для одного лица, если въ этомъ дѣлѣ и наличіе двухъ
лицъ, лучше чѣмъ одного. Итакъ, въ то время, когда вопросъ о
вѣчномъ мученіи отнюдь еще не былъ подвергнутъ изслѣдованію,
видится, что и онъ раздѣлялъ мнѣніе о возстановленіи грѣшниковъ
и вводилъ конецъ мученія; а въ частности, въ тѣхъ словахъ, кото¬
рыя приведены вами, не иное что онъ возвѣщаетъ, какъ только то,
что есть нѣкое чистилище и плавительная пещь и влеченіе къ
Богу чрезъ скорбь и страданіе до того времени, когда наступитъ
конечное возстановленіе всѣхъ и самыхъ бѣсовъ, “да будетъ”, го¬
воритъ онъ, “Богъ всяческая во всѣхъ”, по слову апостола. 15. На это отвѣтимъ сначала то, что приняли отъ нашихъ
Отцевъ: что возможно, что это является искаженіями и вставка¬
ми, сдѣланными нѣкоторыми еретичествующими и оригенствую-
щими, которые во множествѣ цвѣли въ тѣ времена, особенно въ
мѣстахъ Египта и Палестины, произведенными съ той цѣлью, что¬
бы казалось, что они имѣютъ покровителемъ и этого святого и ве¬
ликаго свѣтильника. Затѣмъ, скажемъ, что если и дѣйствитель¬
но святой былъ такого мнѣнія, однако, это было тогда, когда это
ученіе было предметомъ спора и не было окончательно осуждено
и отвергнуто противоположнымъ ученіемъ, вынесеннымъ на Пя¬