Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
82 ющимъ и скорѣе быти желающимъ пришествія Божіяго дня, его-
же ради небеса жегома разорятся, и стихіи опаляеми растаются,
якоже и возлюбленный нашъ братъ Павелъ по данной ему прему¬
дрости написа вамъ”74). Изъ всего этого вытекаетъ, что блаженный
Павелъ здѣсь говоритъ о послѣднемъ томъ днѣ и о вѣчно пребы¬
вающемъ для грѣшниковъ огнѣ. Огонь же тотъ, онъ говоритъ, ис¬
пытаетъ, каковы дѣла каждаго, одни — освящая, другія же —
вмѣстѣ съ ихъ виновниками — сжигая. Что тотъ огонь обладаетъ
двоякимъ дѣйствіемъ, это утверждаютъ какъ всѣ Учители, такъ
особенно среди нихъ Василій Великій, который, толкуя тотъ пса-
ломскій стихъ: — Гласъ Господа разсѣцающій пламень огня”, го¬
воритъ слѣдующее: “Огонь, уготованный для мученія діаволу и
ангеламъ его, разсѣкается гласомъ Господа, дабы за симъ въ немъ
было двѣ силы: одна — попаляющая, а другая — просвѣщающая;
мучащая и карательная сила того огня сохранена для достойныхъ
мученія; а просвѣщающая и осіявающая — предназначена для
озаренія ликующихъ. Итакъ, для того — гласъ Господа, разсѣ-
цающаго и раздѣляющаго пламень огня, чтобы мрачная часть его
— была огнемъ мученія, а неопаляющая — пребыла свѣтомъ на¬
слажденія” 75). Итакъ, этотъ огонь обладаетъ такимъ качествомъ,
что охвативъ праведныхъ, просвѣщаетъ ихъ и дѣлаетъ сіяющими,
являя ихъ блистающими паче всякаго золота, а съ другой стороны,
свойство этого огня таково, что охвативъ дурныхъ, палитъ ихъ и
на вѣки подвергаетъ мученію. Почему и говоритъ: “Огонь испы¬
таетъ дѣло каждаго, каково оно есть”. Ибо тѣ, у которыхъ явлен¬
ныя дѣла будутъ сильнѣе того огня, или лучше сказать, будутъ
свойственными осіявательному дѣйствію его, какъ родственныя съ
родственнымъ и подобныя съ подобнымъ, и сіяющія съ сіяющимъ,
тѣ воспріимутъ награду; въ тѣхъ же дѣлахъ, въ которыхъ явится
опаляющее дѣйствіе его, которыя—годны для сожженія, и въ отно¬
шеніи которыхъ сохраняется то же понятіе, какое имѣетъ всякій
огонь въ отношеніи дерева, сѣна и соломы, — матеріи легко раз¬
рушаемой и легкосгораемой, совершители такихъ дѣлъ будутъ
наказаны; однако не въ томъ смыслѣ, что какъ дурныя тѣ дѣла бу¬
дутъ уничтожены и истреблены огнемъ, такъ будутъ уничтожены
и ихъ совершители, ибо сами-то они будутъ пребывать въ огнѣ
и подвергнутся вѣчному мученію. 12. Итакъ, во-первыхъ, на основаніи того, что апостолъ не
сдѣлалъ (въ изслѣдуемомъ нами мѣстѣ) раздѣленія грѣховъ на
смертные и не смертные, но просто раздѣлилъ дѣла на добродѣ¬
тели и грѣхи; во-вторыхъ, на основаньи того, что онъ возвѣстилъ,