Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 81 явить. Итакъ, дѣло обстоитъ такимъ образомъ: Онъ говоритъ, что
основаніе положено, и иное уже не допустимо положить, ибо одинъ
и тотъ же — Іисусъ Христосъ, и да не будетъ невѣрующаго въ
Него. Итакъ, до этихъ поръ было слово о догматахъ, а то, что слѣ¬
дуетъ за симъ относится къ любомудрію въ дѣлахъ. Ибо творя
слово къ вѣрнымъ, онъ говоритъ, что ученіе вѣры и особенно ос¬
нованіе ея — которое есть вѣра въ Воплотившагося Бога — ни¬
кому не достоитъ измѣнять, почему и дерзнувшаго на нѣчто та¬
кое, достоитъ уже совершенно изринуть. Но поскольку дѣла —
мертвы безъ вѣры, и вѣра безъ дѣлъ — совершенна безсильна,
то послѣ того, какъ сказалъ о вѣрѣ, онъ простираетъ слово и го¬
воритъ о предметахъ созиданія. .Раздѣляетъ же онъ эти предметы
только на двѣ части, отнюдь не устанавливая какую-нибудь тре¬
тію или промежуточную часть, именно: золотомъ, серебромъ и дра¬
гоцѣнными камнями онъ называетъ добродѣтели, а деревомъ, сѣ¬
номъ и соломой, т. е. по противоположности противоположными ма¬
теріями, онъ именуетъ злыя дѣла. И, дѣйствительно, приводимое
вами сужденіе и имѣло бы нѣкое основаніе, если бы грѣховное
состояніе онъ раздѣлилъ на двѣ части, и сказалъ бы, что одна изъ
нихъ можетъ быть очищенной, а другая — достойна вѣчнаго
мученія. Но тутъ онъ ничего подобнаго не дѣлаетъ, но послѣ того
какъ онъ перечислилъ виновницъ (παραιτίους) вѣчной жизни, я
имѣю ввиду добродѣтели, — и виновниковъ вѣчнаго наказанія
— пороки, онъ затѣмъ присовокупляетъ, что дѣла каждаго бу¬
дутъ явлены; прибавляетъ же и когда это произойдетъ, обозначая
тотъ послѣдній день, когда Богъ, сойдя, воздастъ каждому по за¬
слугамъ. “Ибо день покажетъ”, говоритъ онъ, “потому что въ огнѣ
открывается”. Ибо “тотъ День”, нѣтъ сомнѣнія, будетъ Вторымъ
Пришествіемъ Спасителя и тѣмъ будущимъ вѣкомъ, который спра¬
ведливо именуется “днемъ”, потому, можетъ быть, что явится въ из¬
вѣстной степени днемъ въ сравненіи съ настоящей жизнью, къ кото¬
рой имѣетъ отношеніе, какъ день къ ночи, какъ онъ и говоритъ въ
иномъ мѣстѣ: “Нощь убо прейде, а день приближися”7в). Итакъ,
какъ сказано, онъ будетъ тѣмъ днемъ, въ которомъ, когда Онъ пріи¬
детъ со славою Своей, рѣка огненная потечетъ предъ Нимъ, о чемъ
говоритъ и Даніилъ Пророкъ: “Рѣка огненная течаше предъ
Нимъ”71); а также Давидъ говоритъ: “Огнь предъ Нимъ возго¬
рится, и окрестъ Его буря зѣльна”77); и еще: “Огнь — предъ
Нимъ”73). Объ этомъ говоритъ также блаженный Петръ: “Пріи¬
детъ же день Господень яко тать въ нощи, воньже небеса убо съ
шумомъ мимо идутъ, стихіи же сжигаемы разорятся”; и еще: “Ча¬