Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 80 ществующими въ огнѣ”. Итакъ, вотъ въ какомъ смыслѣ онъ разу¬
мѣлъ это изреченіе Апостола; такимъ же образомъ разумѣли его и
многіе иные Учители, которымъ не достоитъ не вѣровать. 10. Если же вы цитировали намъ блаженнаго Августина или
кого иного изъ латинскихъ святыхъ, которые иначе поняли смыслъ
Апостольскихъ словъ и приняли ихъ въ томъ значеніи, что они
говорятъ объ очистительномъ огнѣ, то, во-первыхъ, мы скажемъ,
и — весьма справедливо, что долженствуетъ признать, что греки
лучше понимаютъ то, что — греческое, и вы согласитесь, что гре¬
ческій языкъ лучше понимается тѣми, которымъ онъ свойственъ.
Итакъ, если написанное божественнымъ Глашатаемъ по-гречески
никто изъ святыхъ, которымъ греческій языкъ былъ материнскимъ
языкомъ, не является понимающимъ или толкующимъ (приведен¬
ныя слова Апостола) иначе, чѣмъ это дѣлаетъ блаженный Іоаннъ,
то слѣдуетъ болѣе довѣрять имъ, таковымъ и столь великимъ! Ибо
латинскіе святые дали иное толкованіе, съ одной стороны, потому
что въ переводѣ Писанія имъ не хватало выраженія, которое бы
точно обозначало и выражало смыслъ греческаго слова, а съ дру¬
гой стороны, чтобы отстранить нѣкое большее зло, они допустили
— меньшее. Ибо какъ явствуетъ изъ самыхъ словъ Августина65),
были нѣкоторые, которые эти слова Апостола приводили, примѣ¬
няя ко всѣмъ грѣхамъ, считая, что всякій грѣхъ будетъ очищенъ
и что вѣчное мученіе когда-то будетъ имѣть конецъ. Итакъ, же¬
лая отстранить и изгнать изъ душъ такое пониманіе, онъ дѣлаетъ
извѣстный компромиссъ, снисходя на сей промежуточный родъ
наказанія, допуская существованіе временнаго огня, быть можетъ
приведенный къ такому пониманію недостаткомъ перевода въ ла¬
тинскомъ текстѣ. Ибо "спастись” и "быть спасеннымъ” у грековъ
въ обыденномъ нашемъ языкѣ означаетъ не иное что, какъ — “пре¬
бывать” и "быть”. Но это-то и есть смыслъ словъ Апостола: ибо
поскольку огонь разрушаетъ естество, а тѣ, которые пребываютъ
въ вѣчномъ мученіи не подвергнутся уничтоженію, ибо въ такомъ
случаѣ ихъ пребываніе не было бы вѣчнымъ, то онъ говоритъ,
что и въ пожирающемъ огнѣ тѣ будутъ пребывать живущими и
сохраненными. 11. Итакъ, во-первыхъ, перейдемъ къ самому этому изрече¬
нію. Поскольку же, иначе это изреченіе истолковали Іоаннъ Зла¬
тоустъ и греческіе святые, какъ мы говоримъ, и иначе его истолко¬
вали Августинъ и латиняне, то ставя себя въ середину, мы снача¬
ла углубимся въ апостольскія слова и, послѣдуя по стопамъ ихъ,
посмотримъ, истину предпочитая всему, что желаетъ Апостолъ