Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
79 ушелъ и вернулся нозже. И это происходило послѣдовательно въ
теченіе трехъ ночей, и предстоящій мужъ не отходилъ отъ Іоанна,
тогда уже углубившагося въ работу и писавшаго толкованіе Па¬
вловыхъ писаній, и когда бы Проклъ ни входилъ везвѣстить объ
опальномъ князѣ, въ это время онъ видѣлъ и того мужа предсто¬
ящимъ Златоусту. Когда же послѣ трехъ дней чудный Іоаннъ
вспомнилъ про того князя, (ибо онъ зналъ уже раньше о немъ
и было договорено, что тотъ придетъ къ нему), онъ удивился, что
тотъ до сихъ поръ не приходилъ, и допросилъ Прокла. Но онъ ска¬
залъ: “Ну, конечно, онъ приходилъ, и то — часто, но видя тебя
занятымъ съ другимъ, когда бы я ни входилъ, я удивлялся и бо¬
ялся тебя побезпокоить”. Когда же Златоустъ уразумѣлъ сказан¬
ное, онъ немедленно спросилъ объ одеждѣ и видѣ того мужа, и
узнавъ, что онъ имѣлъ лысину и былъ похожъ на образъ Павла,
который тутъ висѣлъ, онъ весьма прославилъ Бога и Павла, и
воспріявъ великую надежду, съ еще большимъ рвеніемъ взялся
за предлежащій трудъ и, съ помощью Бога и Павла, привелъ его
къ концу68). Какая же благодать разлита въ этихъ словахъ его,
и какой красотою выраженія и блескомъ мыслей и глубиной все
преисполнено, могутъ знать только тѣ, которые разумѣютъ его
языкъ. 9. Итакъ, онъ, дабы намъ далѣе не удлинять слова, дойдя
до сего мѣста (т. e. I Кор. 3, 11-15) и толкуя эти слова Апостола,
ничего подобнаго тому, что вы говорите, и не говорилъ и не ра¬
зумѣлъ, и не возвѣстилъ, что это изреченіе подразумѣваетъ очи¬
стительный и временный огонь, но принялъ это мѣсто въ обозна¬
ченіе того вѣчнаго и нескончаемаго мученія. Онъ разумѣлъ, что
Апостолъ говоритъ о деревѣ, сѣнѣ и соломѣ — какъ о горючемъ
для вѣчнаго пламени, и огонь тотъ понимаетъ — вѣчнымъ; “спа¬
сеніе” же наказуемыхъ въ огнѣ — какъ пребываніе въ немъ и
какъ вѣчность наказанія. Дабы кто-нибудь, услышавъ слово
“огонь”, зная же, что послѣ воскресенія люди воспріимутъ свои
тѣла, а грѣшники вмѣстѣ съ тѣмъ — и страданіе, не подумалъ,
что въ то время, какъ тѣ будутъ страдать и тѣла ихъ будутъ раз¬
рушаться тѣмъ огнемъ, сами они когда-то будутъ въ конечномъ
итогѣ уничтожены, въ особенности же услышавъ о сожженіи дѣлъ,
Учитель, возставая противъ такого пониманія, говоритъ: “Не бу¬
детъ сего, не будетъ! Ибо тѣхъ, кого тотъ огонь воспріиметъ, онъ
задержитъ ихъ на вѣчное мученіе, и тамъ не будетъ искупленія;
ибо, хотя дѣла ихъ и подвергнутся тому сожженію, но сами-то они
не уничтожатся, но пребудутъ наказуемыми, сохраняемыми и су¬