Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
78 7. Итакъ, дѣло обстоятъ такимъ образомъ. Перейдемъ теперь къ
широко-использованному изреченію блаженнаго Павла и изучимъ,
что оно обозначаетъ, въ особенности слѣдуя толкованіямъ и раз¬
мышленіямъ нашихъ Учителей, а и сами также, не менѣе уразу¬
мѣвшіе, насколько это возможно, значеніе всего того, что сказалъ
Апостолъ, точно послѣдуемъ словамъ его до тѣхъ поръ, пока
не сможемъ проникнуть въ истинный смыслъ его возвѣщенія. “Осно¬
ванія”, говоритъ онъ, “никто не можетъ положить другого, кромѣ
положеннаго, которое есть Іисусъ Христосъ. Строитъ ли кто на
этомъ основаніи изъ золота, серебра, драгоцѣнныхъ камней, де¬
рева, сѣна, соломы, — каждаго дѣло обнаружится, ибо день по¬
кажетъ, потому что въ огнѣ открывается, и огонь испытаетъ дѣло
каждаго, каково оно есть. У кого дѣло, которое онъ строилъ, усто¬
итъ, тотъ получитъ награду. А у кого дѣло сгоритъ, тотъ потер¬
питъ уронъ; впрочемъ самъ спасется, но такъ, какъ бы изъ огня”
(“οντος δέ ώς διά πυράς” “чрезъ огонь”, “огнемъ”)67. 8. Во-первыхъ, мы желаемъ поставить васъ въ извѣстность,
что блаженный Іоаннъ, золотой и душею и устами, воспринялъ на
себя дѣло растолкованія Посланій божественнаго Глашатая (Апо¬
стола Павла), какъ и всего иного Писанія Ветхаго и Новаго За¬
вѣтовъ. Повѣствуется же о немъ и имѣется записаннымъ въ его
житіи и мы вѣруемъ сему, какъ совершенно истинному, что, же¬
лая взяться за преждереченное дѣло, онъ испытывалъ какъ бы
большое головокруженіе: съ одной стороны, взирая на глубину
мыслей Апостола, а съ другой стороны, весьма боясь въ своемъ
толкованіи отступить отъ ученія его; поэтому обратившись къ мо¬
литвѣ и много молившись, чтобы Павелъ помогъ ему въ предле¬
жащемъ дѣлѣ, онъ такимъ образомъ приступилъ къ труду. Бла¬
женный же Павелъ, съ одной стороны, чтобы одобрить смиреніе
его духа, а съ другой стороны, желая явить, что ему по духу, что¬
бы Іоаннъ былъ толкователемъ его писаній, явился предстоя ему
сидящему и уже принявшемуся за трудъ и шепча ему на ухо;
явился же онъ Проклу, ученику Іоанна и преемнику Константи¬
нопольскаго престола. Какимъ же образомъ это произошло? —
Нѣкто изъ князей, подвергшись злой судьбѣ и вызвавши царскій
гнѣвъ, пришелъ ночью къ Великому, чтобы молить его умило¬
стивить царя; Проклъ же, отворивъ двери келліи учителя, дабы
войти и возвѣстить о прищельцѣ, увидѣлъ нѣкоего мужа, стояв¬
шаго позади Іоанна и немного наклонившагося и шепчущаго па
ухо ему. Итакъ, полагая, что у него находится нѣкто неизвѣст¬
ный ему, онъ вернулся и сказалъ несчастному князю, чтобы онъ