Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
76 это не было бы достойно божественнаго человѣколюбія — что и
намъ мыслится) ни божественной славы не сдѣлаются участни¬
ками, прежде чѣмъ не понесутъ извѣстное наказаніе
за то, что не совершили того, что подобало дѣлать, и не снимутъ
съ себя тамъ загрязненія въ ономъ очистительномъ огнѣ, какъ вы
изложили о семъ въ вашемъ докладѣ, — то тутъ-то, именно, разъ
ница между нашимъ и вашимъ взглядами, и это, именно, есть то,
въ чемъ мы съ вами не соглашаемся. Ибо то, что такія души не
являются достойными вѣчнаго мученія, это — правильно сказано
и на это невозможно возразить, но то, что есть еще нужда въ очи¬
стительномъ огнѣ — здѣсь является камнемъ преткновенія, и въ
этомъ мы расходимся другъ съ другомъ. 3. Итакъ, объ этомъ долженствуетъ сотворить слово, раздѣ¬
ливъ его такимъ образомъ: вопросъ раздѣляется на два отдѣла;
каждый изъ этихъ двухъ отдѣловъ, въ свою очередь, можно раз¬
дѣлить на двѣ части. Такъ, во-первыхъ, должно быть изслѣдова¬
но: какихъ грѣховъ отпущеніе послѣ смерти даруется людямъ
отъ Творца; во-вторыхъ: даруется ли это отпущеніе чрезъ нака¬
заніе или просто по божественному человѣколюбію, умилостивше-
муся моленіями Церкви; если чрезъ наказаніе: то инымъ ли ка¬
кимъ очищеніемъ, какъ напр. заключеніемъ или мракомъ и не¬
вѣдѣніемъ, или, по необходимости, — и огнемъ, и то огнемъ ве¬
щественнымъ, какъ вы утверждаете. 4. Раздѣливъ вопросъ такимъ образомъ, мы, наконецъ, въ
третьемъ пунктѣ, т. е. что душамъ, для того; чтобы войти въ вѣч¬
ную жизнь, необходимо пройти наказаніе чрезъ очистительный
огонь, не соглашаемся, какъ потому, что не приняли сего отъ на¬
шихъ Учителей, такъ и потому, что не малый страхъ охватыва¬
етъ насъ при мысли, что, рискнувъ ввести временный, преходя¬
щій и очистительный огонь, мы нанесемъ зло всему церковному
исполненію. Ибо когда Богъ и Спаситель возвѣщаетъ, что грѣш¬
ники пойдутъ въ огонь вѣчный64), то долженствуетъ разумѣть
именно такой огонь; только такой огонь извѣстенъ вѣрнымъ и они
привыкли слышать о немъ съ дѣтскаго возраста, и имѣя его вви¬
ду и больше всего его боясь, они направляютъ свои мысли и дѣла.
Если же теперь опять мы введемъ понятіе временнаго огня, то
страшно, чтобы вѣрные, предполагая, что это-то и есть тотъ вѣч¬
ный огонь, уже будутъ считать, что и всякій огонь именно таковъ,
и тогда заболѣютъ оригеновскимъ заблужденіемъ и вычеркнутъ
изъ души и самую память о вѣчномъ огнѣ, положившись на ко¬
нецъ мученія. Отсюда, воистинну, нѣтъ такого, кто бы не зналъ,