Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
75 и поступали бы не такъ, какъ достоитъ, и другъ отъ друга, несо¬
мнѣнно, не получили бы справедливой помощи. Ибо и для насъ,
пріявшихъ такой великій трудъ въ этомъ длительномъ путешест¬
віи сюда, и для васъ, приложившихъ столько тщанія по созыву
предлежащаго Собора, не иная была цѣль, какъ только та, что¬
бы выявленную истину намъ обоимъ принять съ любовію и достичь
того празднества, о которомъ молимся; пусть будетъ великая наде¬
жда, что мы разстанемся другъ съ другомъ, совершивъ, съ Божі¬
ей помощью, все согласно взаимной нашей цѣли. Это же относит¬
ся не только къ предлежащему нынѣ вопросу, но надо полагать
надежду также и въ отношеніи всего прочаго, невозможнаго (раз¬
рѣшить) для насъ, но, конечно, возможнаго для Бога, какъ гово¬
ритъ Божественное слово®1). Но такъ какъ объ этомъ и заботится
и будетъ заботиться Богъ, Который, (среди многихъ иныхъ наи¬
менованій) не счелъ недостойнымъ наименоваться также и "Ми¬
ромъ” 62), то Онъ не допуститъ насъ течь впустую, и не сдѣлаетъ
напраснымъ такое великое наше обоюдное усиліе, но, ставъ Еди¬
неніемъ и Краеугольнымъ Камнемъ®3), соединитъ насъ, разстоя-
щіеся Его члены, другъ ко другу, и сдѣлаетъ всѣхъ въ отношеніи
другъ друга — единымъ Тѣломъ подъ единой Главою, Имъ Са¬
мимъ. Но теперь уже время сотворить слово относительно того во¬
проса, который мы нынѣ предприняли изслѣдовать и, водимые Бо¬
гомъ, мы здѣсь положимъ ему начало. 2. Очистительный огонь и наказаніе чрезъ временный и иму¬
щій конецъ огонь мы вообще не приняли отъ нашихъ Учителей
и знаемъ, что Восточная Церковь такъ не мыслитъ, какъ и о иномъ,
о чемъ мы сказали. Впрочемъ, что молитвы Церкви объ умершихъ
въ службахъ о нихъ Богу могутъ имъ нѣчто помочь, съ этимъ мы
совершенно соглашаемся, вѣруя постановившимъ о семъ Отцамъ.
Что души святыхъ и не связавшихъ себя ни съ какимъ зломъ явля¬
ются достойными вѣчной жизни, и что души злоупотребившихъ
настоящей жизнью для услажденія плоти и удовлетворенія ея и
не имѣвшихъ никакого понятія моральнаго добра достойны вѣч¬
наго мученія, — это мы и признаемъ и говоримъ, и васъ, раздѣля¬
ющихъ то же мнѣніе, восхваляемъ и восхищаемся вами, и возда¬
емъ Богу благодареніе, осуждая то, что слышали о васъ раньше,
какъ несправедливо говоренное тѣми, которые такъ (неправильно)
утверждали. Но что касается того, что тѣ души, которыя нѣкимъ
промежуточнымъ образомъ находятся между добродѣтелью и зломъ
и, какъ облеченныя въ страстное тѣло, совершили нѣкоторые не
смертные грѣхи, не будутъ подлежать ни вѣчному мученію (ибо