Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
72 ночью нѣтъ никакого очищенія, “ночью” называя настоящую
жизнь каждаго, и не допуская никакого очищенія послѣ нея. VI. Затѣмъ, онъ же въ словѣ “На побіеніе града”, разсу¬
ждая такъ: “Не стану говорить, каковы мученія тамъ для тѣхъ,
кому здѣсь Онъ даетъ пощаду, но скажу только то, что лучше
быть наказуему и очищаему нынѣ, нежели тамъ быть предан¬
нымъ мученію, когда время наказанію, а не очищенію”57), — яв¬
но утверждаетъ, что послѣ отшествія отсюда нѣтъ никакого очи¬
щенія, но — только вѣчное мученіе. VII. Затѣмъ, Господь въ Евангеліи отъ Луки въ притчѣ о
богатомъ и Лазарѣ58), уча объ удѣлѣ, который воспріялъ каждый
изъ нихъ, говоритъ, что Лазарь, немедленно послѣ того, какъ
умеръ, былъ отнесенъ Ангелами въ лоно Авраамово, а богатый
также былъ погребенъ послѣ смерти, и душа его находится въ
аду въ мукахъ; и такимъ образомъ, “лономъ Авраама” обозначивъ
высшее упокоеніе въ счастливомъ удѣлѣ угодившихъ Богу, а
чрезъ “адъ” и “мученія” представивъ конечное осужденіе и вѣч¬
ное наказаніе грѣшниковъ, Онъ не оставилъ между ними еще како-
го-то иного мѣста, заключающаго нѣкое временное мученіе, но
явилъ, что (между состояніями праведныхъ и грѣшныхъ) суще¬
ствуетъ пропасть великая и непроходимая, раздѣляющая однихъ
отъ другихъ, и крайняя и не имѣющая ничего промежуточнаго —
противоположность. VIII. Затѣмъ, душѣ, разрѣшившейся отъ тѣла и ставшей
совершенно безтѣлесной и духовной, невѣроятно было бы му¬
читься отъ вещественнаго огня, въ то время какъ ея тѣло, кото¬
рое огонь долженъ былъ бы охватить, истлѣло. Правда, послѣ
воскресенія, когда она воспріиметъ нетлѣнное тѣло, и вся тварь
станетъ неизмѣняемой, и когда раздѣлится огонь, какъ мы нау¬
чены, ей будетъ соотвѣтствовать быть мучимой имъ, и не только
ей одной, но и — демонамъ, которые являются какъ мрачными,
такъ и облеченными нѣкоей матеріей и грубой вещественностью
и тѣломъ воздушнымъ или огненнымъ, какъ говоритъ Василій
Великій. Но прежде чѣмъ воспріиметъ свое тѣло, — являясь толь¬
ко формой, не смѣшанной съ матеріей, хотя и существующей са¬
ма по себѣ, — какъ бы она могла мучиться отъ матеріальнаго
огня? IX. Затѣмъ, если души святыхъ, до сошествія Спасителя во
адъ, были держимы въ аду по причинѣ только первороднаго грѣ¬
ха, но, отнюдь, не какъ въ огнѣ и наказаніи, но какъ бы въ тем¬
ницѣ и подъ стражей, какъ говоритъ Апостолъ Петръ въ своемъ