Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
71 14. I. И очевидно, что тѣхъ, которые стремятся къ Боже¬
ству, само это стремленіе, т. е. любовь, очищаетъ, какъ говоритъ
Григорій Богословъ, — очищая же, дѣлаетъ богоподобными, об¬
щается съ такими, какъ со ставшими какъ бы уже своими; по¬
чему же послѣ смерти это стремленіе гораздо менѣе способно бы¬
ло очищать тѣхъ, которые освобождаются отъ матеріи, но есть
еще нужда въ очистительномъ огнѣ въ отношеніи небольшихъ грѣ¬
ховъ? II. Затѣмъ, болѣе свойственно благости Божіей малое добро
не оставить безъ вниманія, нежели малый грѣхъ сочесть достой¬
нымъ наказанія. Однако, малое добро въ тѣхъ, которые совершили
великіе грѣхи, не получитъ награды, по причинѣ преобладанія
зла. Такъ и малое зло въ тѣхъ, которые были праведными въ ве¬
ликихъ дѣлахъ, не приведетъ къ навлеченію наказанія благодаря
тому, что лучшія дѣла побѣждаютъ: ибо если нѣтъ того, что пред¬
ставляетъ большую часть, то тогда, конечно, не будетъ и того, что
составляетъ — меньшую. Итакъ, не слѣдуетъ вѣрить въ очисти¬
тельный огонь. III. Затѣмъ, какъ имѣется малое добро въ тѣхъ, которые въ
остальномъ — дурны, такъ и малое зло — въ тѣхъ, которые въ
иномъ — добры. Но малое добро въ тѣхъ не можетъ привести къ
оной наградѣ, которая слѣдуетъ за добрыя дѣла, но только мо¬
жетъ произвести различіе въ наказаніи; такъ и малое зло не при¬
ведетъ къ наказанію, но слѣдуетъ различіе въ степени наслажде¬
нія. Итакъ, не достоитъ вѣрить въ очистительный огонь. IV. Затѣмъ, если созерцаніе Бога является совершеннымъ
воздаяніемъ для чистыхъ сердцемъ и душею, а его не всѣ полу¬
чатъ въ равной мѣрѣ, то, значитъ, не всѣ обладаютъ въ той же
степени чистотою, и нѣтъ нужды въ очистительномъ огнѣ, если
эта чистота въ нѣкоторыхъ не является совершенной; ибо, въ та¬
комъ случаѣ, всѣ бы стали въ равной степени очищенными бла¬
годаря тому огню, и этимъ въ равной мѣрѣ способными къ созер¬
цанію Бога. Но что это — не такъ, символически и образно про¬
изошло у горы, гдѣ былъ данъ Законъ, “ибо тогда не всѣ явились
достойными того же положенія и порядка, но одинъ — того, другой
— иного, по мѣрѣ, думаю, чистоты каждаго”, какъ говоритъ Гри¬
горій Богословъ55). V. Затѣмъ, тотъ же великій во святыхъ Григорій Богословъ,
творя умозрительное и таинственное слово о Пасхѣ, придя къ
тому мѣсту, гдѣ говоритъ: “Ничего же не вынесемъ, ничего не
оставимъ на утро”58), отчетливо и открыто являетъ, что за этой