Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
70 рядочно, и отсюда необходимо вытекаетъ, что для тѣхъ, которые
не перенесли наказанія здѣсь, и не могутъ его выплатить ни на не¬
бѣ ни въ аду, остается допустить существованіе иного, третьяго
мѣста, въ которомъ совершается сіе очищеніе, благодаря которому
всякій, становясь чистымъ, немедленно возводится къ небесному
наслажденію”. На это мы говоримъ слѣдующее, и обратите вниманіе, какъ
это просто и вмѣстѣ справедливо: является общепризнаннымъ
(δμολογουμένως), что отпущеніе грѣховъ есть вмѣстѣ съ тѣмъ и
освобожденіе отъ наказанія: ибо тотъ, кто получаетъ отпущеніе
ихъ, вмѣстѣ съ этимъ и освобождается отъ наказанія, долженст¬
вующаго за нихъ. Дается же оно въ трехъ видахъ и въ разныя
времена: 1. во время крещенія, 2. послѣ крещенія, чрезъ обра¬
щеніе и скорбь и возмѣщеніе добрыми дѣлами въ настоящей жизни,
и — 3. послѣ смерти, по молитвамъ и благодѣяніямъ и благода¬
ря иному, что Церковь совершаетъ за умершихъ. Итакъ, первое
отпущеніе грѣховъ совершенно не связано съ трудомъ и обще для
всѣхъ и единочестно, какъ излитіе свѣта и созерцаніе солнца и
перемѣнъ временъ года, ибо это — только благодать и отъ насъ
не требуется ничего болѣе, какъ только вѣра. Но второе — му¬
чительно, какъ “омывающему одръ свой на всяку нощь и постель
слезами”53), которому болѣзненны и слѣды ударовъ грѣха54),
который плача и съ сокрушеннымъ лицемъ шествуетъ и подра¬
жаетъ обращенію ниневитянъ и помилованному смиренію Манас¬
сіи. Третіе же — мучительно и оно, ибо связано съ раскаяніемъ
и съ совѣстію сокрушенной и страдающей отъ недостатка добра,
однако, оно отнюдь не смѣшано съ наказаніемъ, если является
отпущеніемъ грѣховъ: ибо отпущеніе и наказаніе никакъ не мо¬
гутъ сшествовать заодно. Впрочемъ, въ первомъ и послѣднемъ
отпущеніи грѣховъ большую часть имѣетъ благодать Божія, при
содѣйствіи молитвы, весьма же немногое вносится отъ насъ. Сре¬
днее же, напротивъ, мало имѣетъ отъ благодати, большая же часть
долженствуетъ нашему труду. Различается же первое отпущеніе
грѣховъ отъ послѣдняго тѣмъ, что первое — въ равной степени
есть отпущеніе всѣхъ грѣховъ, а послѣднее — тѣхъ только грѣ¬
ховъ, которые не смертные и о которыхъ каждый каялся въ жизни.
Такъ мыслитъ Церковь Божія и, прося усопшимъ отпущеніе грѣ¬
ховъ и вѣруя, что оно даруется имъ, она не опредѣлаетъ, какъ
законъ, какого-нибудь наказанія въ отношеніи ихъ, хорошо зная,
что божественная благостыня препобѣждаетъ въ такихъ вещахъ
понятіе Правосудія.