Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
69 Вселенскомъ Соборѣ; такъ что нѣтъ ничего удивительнаго, что
и самъ, будучи человѣкомъ, онъ погрѣшилъ въ точности (Истины),
когда то же самое случилось и съ многими бывшими до него, какъ
— съ Иринеемъ Ліонскимъ и Діонисіемъ Александрійскимъ и съ
иными, ибо и они своими изреченіями оказали извѣстную поддерж¬
ку не право ведущимъ. А то, что это ученіе было тогда спорнымъ и
отнюдь не очищеннымъ такъ, чтобы представлять точное сужде¬
ніе, свидѣтельствуетъ Григорій Богословъ, который въ словѣ “На
Крещеніе”, любомудрствуя о неугасаемомъ томъ огнѣ, послѣ се¬
го такъ говоритъ: “Если только не будетъ угодно кому и здѣсь
понять это болѣе человѣчно и достойно Наказующаго”52). Видишь
ли, какъ онъ допускаетъ желающимъ понимать этотъ огонь болѣе
человѣчно? Но Пятымъ Вселенскимъ Соборомъ такое мнѣніе (о
конечности мученія) признано изъ всѣхъ ученій наиболѣе без¬
человѣчнымъ, и, какъ причиняющее вредъ Церкви и какъ осла¬
бляющее старательныхъ, предано анаѳемѣ. Итакъ, эти изреченія,
если и дѣйствительно сказаны чуднымъ Григоріемъ о томъ огнѣ,
то они указываютъ не на особое чистилище, а вводятъ конечное
очищеніе и конечное возстановленіе всѣхъ; но они, никоимъ об¬
разомъ, не убѣдительны для насъ, взирающихъ на общее сужде¬
ніе Церкви и руководящихся Божественнымъ Писаніемъ, а не взи¬
рающихъ на то, что каждый изъ Учителей писалъ, выражая какъ
свое личное мнѣніе; и если кто-нибудь другой иное написалъ что
объ очистительномъ огнѣ, мы не имѣемъ нужды принимать сего:
ибо ни Писаніе ни Пятый Вселенскій Соборъ не передали намъ
двойного вида наказаніе и двойного рода огонь. 12. Послѣ сего были приведены слова божественнаго Діони¬
сія и великаго Епифанія и богослова Дамаскина, которыя отнюдь
ничего не говорятъ объ очистительномъ огнѣ, лучше же сказать —
оспариваютъ его (ибо они говорятъ, что отпущеніе грѣховъ усоп¬
шему, совершенныхъ имъ по человѣческой немощи, является дѣ¬
ломъ только божественной благостыни), и являютъ, что усопшимъ
помогаютъ совершаемыя за нихъ Литургіи и молитвы. А что это
самое и мы мыслимъ и говоримъ и, какъ извѣстно, и дѣломъ со¬
вершаемъ, уже было сказано. Вами еще приведено изреченіе бла¬
женнаго Ѳеодорита, которое намъ не извѣстно и не принимаемъ
его и просимъ сообщить: откуда оно взято и изъ какой изъ его
книгъ. 13. И, наконецъ, вы говорите: “Преждереченная истина яв¬
ствуетъ на основаніи Божественнаго Правосудія, которое не оста¬
вляетъ безнаказаннымъ ничего изъ того, что было сдѣлано непо¬