Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
68 ются послѣ смерти, благодаря совершаемымъ за нихъ благодѣ¬
яніямъ и Приношеніямъ51). Итакъ, какая нужда въ очиститель¬
номъ огнѣ, когда имѣются эти вещи, могущія и безъ него очистить?
Итакъ, это нашъ — отвѣтъ относительно вашихъ Учителей, ко¬
торые видятся здѣсь несогласующимися съ нашими, ибо иначе
и невозможно примирить между собой изреченія тѣхъ и другихъ. 10. Что же касается словъ Василія Великаго, въ которыхъ,
молясь Богу объ усопшихъ въ молитвахъ на Пятидесятницу, онъ
проситъ имъ упокоенія и учиненія съ праведными, то въ нихъ
отнюдь ничего не заключается, относящагося къ очистительному
огню. Согласно сему и тропарь, поемый нами объ усопшихъ, въ
которомъ мы говоримъ Богу какъ бы отъ лица усопшаго: “Ущедри
созданіе Твое, Владыко, и очисти Твоимъ благоутробіемъ”, оче¬
видно говоритъ объ очищеніи, но не — огнемъ, а только божествен¬
нымъ благоутробіемъ и благостію; ибо всуе было бы очищаемаго
огнемъ просить еще и благоутробіемъ очистить; но изглажденія
нечистоты, по причинѣ которой онъ бываетъ чуждъ зрѣнія Бога
и наслажденія, изглажденія, совершаемаго самой и единой бо¬
жественной благостыней, онъ проситъ и называетъ “очищеніемъ”. 11. Что же касается приведенныхъ послѣ сего словъ блажен¬
наго Григорія Нисскаго, то лучше было бы предать ихъ молча¬
нію и отнюдь не принуждать насъ, ради своей защиты, явно вы¬
носить ихъ на середину. Ибо Учитель этотъ видится явно согла¬
шающимся съ догматами оригеніанъ и вводящимъ конецъ муче¬
ніямъ; а, въ частности, въ тѣхъ словахъ, которыя приведены вами,
не иное что онъ возвѣщаетъ, какъ только то, что есть нѣкое чисти¬
лище и плавительная пещь и влеченіе къ Богу чрезъ скорбь и
страданіе, до того времени, когда наступитъ конечное возстано¬
вленіе всѣхъ и самыхъ бѣсовъ, “да будетъ”, говоритъ онъ,“Богъ
всяческая во всѣхъ”, по слову Апостола. Поскольку же между
иными приведены на середину и эти слова, то сначала мы отвѣ¬
тимъ касательно ихъ такъ, какъ приняли отъ нашихъ Отцевъ:
что возможно, что это является искаженіями и вставками, сдѣ¬
ланными нѣкоторыми еретичествующими и оригенствующими, ко¬
торые во множествѣ цвѣли въ тѣ времена, особенно въ мѣстахъ
Египта и Палестины, произведенными съ той цѣлью, чтобы каза¬
лось, что они имѣютъ покровителемъ и этого святаго и великаго
свѣтильника. Затѣмъ, скажемъ, что если и дѣйствительно свя¬
той былъ такого мнѣнія, однако это было тогда, когда это ученіе
было предметомъ спора и не было окончательно осуждено и от¬
вергнуто противоположнымъ мнѣніемъ, вынесеннымъ на Пятомъ