Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
66 ги дѣяній того Собора, почему мы и просимъ васъ представить
ее, если она имѣется у васъ написанной по-гречески. Ибо мы весь¬
ма удивляемся, что въ помянутомъ текстѣ и Ѳеофилъ причисленъ
къ прочимъ Учителямъ, котораго, вообще, не писаніе какое, а дур¬
ная слава извѣстна всюду за его бѣшенство на Златоуста, и ко¬
торый на основаніи сего убійства и за иныя беззаконія, хотя и
послѣ смерти, низлагается и анаѳематствуется въ одномъ посла¬
ніи, приписываемомъ блаженному папѣ Иннокентію. 8. Тѣмъ не менѣе, если долженствуетъ изслѣдовать приве¬
денныя изреченія блаженнаго Августина46), то въ первомъ, тол¬
куя оное изреченіе Апостола, онъ говоритъ, что тѣмъ временнымъ
и преходящимъ огнемъ, о которомъ говоритъ Апостолъ: "самъ
спасется, но такъ какъ бы изъ огня”47), — очищаются не глав¬
ные, но меньшіе грѣхи. А это — противно истинному смыслу тек¬
ста, который растолковалъ Златоустъ, какъ я выше сказалъ; а
также противорѣчитъ и вашему ученію: ибо если тогда, съ “тѣмъ
днемъ” откроется и тотъ огонь, и будетъ онъ временнымъ и пре¬
ходящимъ, начинающимся и кончающимся, чего Апостолъ, отнюдь,
не говоритъ, то гдѣ же въ настоящее время тотъ очистительный
огонь, о которомъ вы учите, и который принимаетъ согрѣшив¬
шихъ сразу же послѣ смерти? и какъ долго тотъ огонь будетъ му¬
чить проходящихъ чрезъ него, если онъ будетъ временнымъ и
преходящимъ? Но сіе сводится на нѣтъ также и послѣдующимъ
текстомъ, взятымъ изъ книги “О Градѣ Божіемъ”, ибо въ ней онъ
такъ говоритъ: “Тѣ, кто послѣ смерти перенесли временныя му¬
ченія, н е в с ѣ пойдутъ въ вѣчныя муки, имѣющія быть послѣ то¬
го Суда”48). Поэтому если временныя мученія послѣ смерти, —
будь то огонь, какъ вы говорите, или иное нѣчто, какъ мы говоримъ,
— сразу же смѣнятся послѣ онаго Суда на вѣчныя муки, то ког¬
да же будетъ имѣть мѣсто тотъ очистительный огонь и когда онъ
очиститъ проходящихъ чрезъ него? Вотъ, и Григорій Богословъ
говоритъ согласно тому, что говорилъ Іоаннъ Златоустъ, именно:
что тотъ огонь (о которомъ говоритъ Апостолъ) будетъ не времен¬
нымъ и преходящимъ, но болѣе мучительнымъ и болѣе длитель¬
нымъ, ибо, говоря о новатіанахъ, онъ такъ пишетъ въ словѣ' “На
Свѣты”: “Быть можетъ, тамъ они будутъ крещены огнемъ конеч¬
наго крещенія, болѣе мучительнымъ и длительнымъ, который по¬
жираетъ матеріалъ какъ солому и уничтожаетъ легкую матерію
всякаго зла”49). Видите ли, какъ поверхностно касаются смысла
ваши Учители, и какъ они не вникаютъ въ смыслъ его, какъ вни¬
каютъ, напр., Златоязычный Іоаннъ и тотъ (Григорій) Богословъ
и прочія всемірныя свѣтила Церкви.