Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
65 разсѣчете и раздѣленіе того огня будетъ тогда, когда всѣмъ равно
проходящимъ чрезъ него свѣтлыя и сіяющія дѣла явятся еще бо¬
лѣе свѣтлыми, и принесшіе ихъ станутъ наслѣдниками свѣта и
воспріимутъ оную вѣчную награду, а принесшіе дурныя и удо-
босгараемыя, наказуемыя лишеніемъ ихъ, вѣчно пребывая въ огнѣ,
наслѣдуютъ спасеніе, которое хуже гибели, ибо это-то, собствен¬
но говоря, и обозначаетъ выраженіе “спастись”, дабы не случилось
имъ уничтожительной силой огня и самимъ также полностью быть
уничтоженными. Послѣдуя этимъ Отцамъ, и многіе иные изъ на¬
шихъ Учителей поняли это изреченіе въ томъ же смыслѣ. Если
же кто-нибудь иначе растолковалъ его, и “спасеніе” разумѣлъ
какъ “освобожденіе отъ наказанія”, и “прохожденіе чрезъ огонь”, — какъ “чистилище”, то такой, если можно такъ выразиться,
является совершенно превратно понявшимъ это изреченіе. И не — удивительно, ибо онъ — человѣкъ, когда вотъ многіе и изъ
Учителей видятся различно толкующими изреченія Писанія, и
не всѣ достигли въ равной степени точнаго смысла; ибо невоз¬
можно, чтобы тотъ же текстъ, передаваемый въ различныхъ пони¬
маніяхъ, всѣмъ бы пониманіямъ его въ равной степени соотвѣт¬
ствовалъ; но намъ долженствуетъ, избравъ важнѣйшія изъ нихъ
и болѣе согласующіяся съ церковными догматами, прочія толко¬
ванія поставить на второе мѣсто. Поэтому мы не уклонимся отъ
приведеннаго толкованія словъ Апостола, хотя бы и Августинъ,
или Григорій Двоесловъ или кто иной изъ вашихъ Учителей далъ
такое (несоотвѣтствующее) толкованіе; ибо подобное толкованіе
меньше идетъ въ пользу понятія временнаго, очистительнаго, не¬
жели на руку Оригенова ученія, которое, какъ говорящее о конеч¬
номъ возстановленіи душъ чрезъ тотъ огонь и освобожденіи отъ му¬
ченія, было запрещено и предано анаѳемѣ Пятымъ Вселенскимъ Со¬
боромъ и окончательно отвергнуто, какъ общее безчестіе для Цер¬
кви. 7. Итакъ, это — напгь отвѣтъ на приведенныя вами мѣста
изъ Божественнаго Писанія. Затѣмъ, желая изложить изреченія
божественныхъ Отцевъ, которые говорятъ въ пользу сего догмата
объ очистительномъ огнѣ, вы прежде сего привели нѣкоторыя сло¬
ва Пятаго Вселенскаго Собора, опредѣляющія, что во всемъ дол¬
женствуетъ послѣдовать тѣмъ Отцамъ, изреченія которыхъ вы
преднамѣревались привести, и полностью принять сказанное ими,
въ числѣ которыхъ были Августинъ и Амвросій, которые, кажется,
учатъ отчетливѣе иныхъ объ этомъ очистительномъ огнѣ. Но эти
слова намъ неизвѣстны, ибо у насъ совершенно не обрѣтается кни-