Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
64 буря зѣльна”41).; и еще; "Огнь предъ Нимъ предъидетъ, и по¬
палитъ окрестъ враги Его”42). Еще и Даніилъ Пророкъ говоритъ
о семъ огнѣ: “Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ”43).
Такъ какъ святые не приносятъ съ собою никакого злого дѣла или
злого признака, этотъ огонь явитъ ихъ еще болѣе свѣтлыми, какъ
золото въ печи испытанныхъ, или, какъ камень аміантъ, который,
какъ говорятъ, будучи положеннымъ въ огонь, кажется обуглив¬
шимся, вынутый же изъ огня, становится еще чище, какъ бы вы¬
мытымъ водой; какъ были и тѣла святыхъ Тріехъ Отроковъ въ
пещи Вавилонской. Грѣшниковъ же, приносящихъ съ собою зло,
охвативъ, какъ удобный матерьялъ для этого огня, онъ немедленно
зажжетъ, и “дѣло” ихъ, то есть злое расположеніе или дѣйство-
ваніе (энергію) сожжетъ и до конца уничтожитъ, и лишитъ ихъ
того, что они принесли съ собою, то есть лишитъ ихъ злого груза,
однако самихъ ихъ “спасетъ”, то-есть на вѣки будетъ сохранять
и соблюдать, дабы они не подверглись уничтоженію, вмѣстѣ со
своимъ зломъ. 6. Такое толкованіе этого изреченія Апостола считаетъ дол¬
жнымъ сдѣлать и божественный Отецъ Златоустъ (который име¬
нуется нами “Уста Павловы”, какъ тотъ — “Уста Христовы”,
разъясняя Посланіе44); при чемъ Павелъ говоритъ чрезъ Злато¬
уста, какъ это было явлено благодаря видѣнію Прокла, ученика
и преемника престола его. Онъ посвятилъ особый трактатъ этому
одному изреченію, дабы Оригеняне не приводили эти апостоль¬
скія слова въ подтвержденіе образа своего мышленія (которыя,
кажется, болѣе подходятъ имъ, чѣмъ вамъ), и не причиняли зло
Церкви, вводя конецъ адскаго мученія и конечное возстановленіе
(τελείαν άποκατάοτασιν) грѣшниковъ. Ибо выраженіе, ЧТО грѣшникъ
“спасется якоже огнемъ”, означаетъ, что онъ пребудетъ мучимый
въ огнѣ и не уничтожится вмѣстѣ со своими злыми дѣлами и ду¬
шевнымъ злымъ устроеніемъ. Объ этомъ говоритъ и Василій Ве¬
ликій въ “Мораліяхъ”, толкуя изреченіе псалма: “Гласъ Господа,
разсѣцающій пламень огня”, говоря такъ: “Огонь, уготованный
для мученія діаволу и ангеламъ его, разсѣкается гласомъ Гос¬
пода, дабы за симъ въ немъ было двѣ силы: одна — попаляющая,
а другая — просвѣщающая; мучающая и карательная сила того
огня сохранена для достойныхъ мученія; а просвѣщающая и осі-
явающая — предназначена для осіянія ликующихъ. Итакъ, для
того — гласъ Господа, разсѣцающаго и раздѣляющаго пламень
огня, чтобы мрачная часть была огнемъ мученія, а неопаляющая
пребывала свѣтомъ наслажденія”45). Итакъ, какъ видится, это