Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
63 результатъ, очищеніе, — то напрасно, кажется, совершаются мо¬
литвы (за усопшихъ) и мы воспѣваемъ божественное человѣколю¬
біе. Итакъ, этими ссылками не столь доказывается существованіе
очистительнаго огня, сколь опровергается: ибо отпущеніе грѣховъ
согрѣшившимъ въ нихъ представляется какъ дѣйствіе нѣкой цар¬
ственной власти и человѣколюбія, а не — какъ освобожденіе отъ
наказанія или очищенія. 5. Въ-третьихъ, то изреченіе, взятое изъ Перваго Посланія
блаженнаго Павла къ Коринѳянамъ, въ которомъ онъ, разсуждая
о назиданіи на основаніи, которое есть Христосъ: — "золото, се¬
ребро, драгоцѣнные камни, дерево, сѣно, солома” — присовоку¬
пляетъ: — “ибо день Господень покажетъ, потому что въ огнѣ
открывается, и огонь испытаетъ дѣло каждаго, каково оно есть.
У кого дѣло, которое онъ строилъ, устоитъ, тотъ получитъ на¬
граду. А у кого дѣло сгоритъ, тотъ потерпитъ уронъ; впрочемъ
самъ спасется, но такъ, какъ бы изъ огня38), — кажется, что боль¬
ше всего иного вводитъ понятіе очистительнаго огня, но, на са-
момъ-то дѣлѣ, больше всего иного опровергаетъ его. Ибо, во-пер¬
выхъ, божественный Апостолъ назвалъ его не очистительнымъ, а
испытательнымъ; затѣмъ, онъ возвѣстилъ, что чрезъ него должны
пройти также и добрыя и честныя дѣла, а таковыя, ясно, что не
нуждаются ни въ какомъ очищеніи; затѣмъ, онъ говоритъ, что
тѣ, которые приносятъ злыя дѣла, послѣ того какъ эти дѣла сго¬
рятъ, потерпятъ уронъ: между тѣмъ, какъ очищаемые въ добавокъ
къ тому, что не терпятъ урона, еще больше пріобрѣтаютъ; затѣмъ,
онъ говоритъ, что это должно быть въ “тотъ день”, именно — въ
день Суда и будущаго вѣка, а предполагать существованіе очи¬
стительнаго огня послѣ того страшнаго Пришествія Судіи и ко¬
нечнаго приговора, развѣ это не — совершеннѣйшая нелѣпость?
Ибо Писаніе не передаетъ намъ ничего такого, но Самъ Тотъ, Кто
будетъ судить насъ, говоритъ: “Идутъ сіи въ муку вѣчную: пра¬
ведницы же въ животъ вѣчный”39), и еще: “Изыдутъ сотворшіи
благая въ воскрешеніе живота: а сотворшіи злая въ воскрешеніе
суда”49); такъ что, отнюдь, не остается какого-нибудь промежу¬
точнаго мѣста; но послѣ того, какъ всѣхъ судимыхъ раздѣлилъ
на двѣ части, однихъ поставивъ одесную, другихъ же — ошуюю,
и первыхъ назвавъ “овцами”, вторыхъ же — “козлищами”, Онъ,
отнюдь, не явилъ, что есть такіе, которымъ долженствуетъ очистить¬
ся тѣмъ (очистительнымъ) огнемъ. Кажется, что тотъ огонь, о
которомъ говоритъ Апостолъ, это — тотъ, о которомъ говоритъ
Пророкъ Давидъ: “Огнь предъ Нимъ возгорится, и окрестъ Его