Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 61 нуемый Начертанный, ибо слова своего свидѣтельства за икону
Христову, на челѣ его написанныя, онъ кровію запечатлѣлъ. Въ
одномъ изъ каноновъ за усопшихъ онъ такъ молится за нихъ:
“Слезъ и воздыханія сущія во адѣ рабы Твоя свобода, Спасе”31).
Слышишь ли? — “слезъ”, сказалъ и “воздыханій”, а не какого-
то наказанія или очистительнаго огня. Если же когда и встрѣча¬
ется въ этихъ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ упоминаніе объ огнѣ,
то не отъ временнаго и имѣющаго очистительную силу, но отъ
того вѣчнаго огня и непрестающаго наказанія, Святые, — движи¬
мые человѣколюбіемъ и состраданіемъ къ соплеменникамъ, же¬
лающіе и дерзающіе почти на невозможное, — молятся избавить
въ вѣрѣ усопшихъ. Ибо такъ говоритъ святый Ѳеодоръ Студитъ,
и самъ Исповѣдникъ и свидѣтель Истины, въ самомъ началѣ сво¬
его канона объ усопшихъ: “Вси помолимся Христу, творяще па¬
мять днесь отъ вѣка мертвыхъ, да вѣчнаго огня избавитъ я (ихъ)
въ вѣрѣ усопшія, и надеждѣ жизни вѣчныя”32). И затѣмъ въ
иномъ тропарѣ, пятой пѣсни канона, говоритъ слѣдующее: “Огня
приснопалящаго, и тьмы несвѣтимыя, скрежета зубнаго, и чер-
вія безконечно мучащаго, и всякаго мученія избави, Спасе нашъ,
вся вѣрно умершія”?3). Гдѣ же тутъ “очистительный огонь”? И
если бы онъ, вообще, былъ, гдѣ было бы удобнѣе сказать святому
про него, какъ не здѣсь? Бываютъ ли святые услышаны Богомъ,
когда молятся о семъ, это не намъ — изслѣдовать, но сами-то
они знали и Духъ обитающій въ нихъ, Которымъ движимые, они
и говорили и писали, зналъ это; а въ равной степени зналъ это
Владыка Христосъ, Который далъ заповѣдь, чтобы мы молились
за враговъ и Который молился за распинающихъ Его и подвиг¬
нулъ къ тому же Первомученика Стефана, побиваемаго камнями. И
хотя, быть можетъ, кто нибудь скажетъ, что когда мы молимся
за такого рода людей, мы не бываемъ услышаны Богомъ, однако,
все то, что отъ насъ зависитъ, мы исполняемъ; а, вотъ, нѣкоторые
изъ. святыхъ, молившіеся не только за вѣрныхъ, но и за нечести¬
выхъ, были услышаны и своими молитвами исхитили ихъ отъ
вѣчнаго мученія, какъ напр. Первомученица Ѳекла — Фалкони-
лу и божественный Григорій Двоесловъ, какъ повѣствуется, —
царя Траяна. 3. Итакъ, за всѣхъ людей такого рода совершаются Церко¬
вію и нами приношенія молитвъ и литургіи. А то, что сила тѣхъ
молитвъ о особенно Таинственной Жертвы доходитъ къ тѣмъ, ко¬
торые уже наслаждаются блаженствомъ у Бога, явствуетъ изъ то¬
го, что въ молитвахъ литургіи, которую составилъ великій Іоаннъ