Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
60 (ибо сего, какъ мы сказали, отнюдь не было предано намъ); но
одни должны будутъ очиститься въ самомъ исходѣ отъ тѣла, бла¬
годаря только страху, какъ это дословно являетъ святый Григорій
Двоесловъ; въ то время какъ другіе должны будутъ очиститься
послѣ исхода изъ тѣла, или еще пребывая въ томъ же земномъ
мѣстѣ, прежде чѣмъ придутъ на поклоненіе Богу и удостоятся
блаженныхъ удѣловъ; или, если грѣхи ихъ были болѣе тяжки¬
ми и связующими на болѣе длительный срокъ, то и они содер¬
жатся въ аду, но не для того, чтобы навсегда находиться въ огнѣ
и мученіи, а — какъ бы въ тюрьмѣ и заключеніи подъ стражу.
Всѣмъ таковымъ, мы утверждаемъ, помогаютъ совершаемыя за
нихъ молитвы и литургіи, при содѣйствіи сему Божественной бла-
гостыни и человѣколюбія, которое одни согрѣшенія, сдѣланныя
по человѣческой немощи, сразу же презритъ и отпуститъ, какъ
говоритъ Діонисій Великій въ “Размышленіяхъ о тайнѣ священ¬
но-усопшихъ”; а другіе грѣхи послѣ извѣстнаго времени пра¬
ведными судами или также разрѣшаетъ и прощаетъ, и то — со¬
вершенно, или облегчаетъ отвѣтственность за нихъ до конечнаго то¬
го Суда28). И посему мы не видимъ никакой необходимости въ
иномъ наказаніи или въ очищеніи огнемъ: ибо однихъ очищаетъ
страхъ, а другихъ угрызеніе совѣсти пожираетъ мучительнѣе вся¬
каго огня, а иныхъ очищаетъ самый только ужасъ передъ Божест¬
венной славой и неизвѣстность будущаго, каково оно будетъ. А
что это мучительно и наказательно гораздо болѣе, чѣмъ что-ни¬
будь иное, и самый опытъ показываетъ и святый Іоаннъ Злато¬
устъ свидѣтельствуетъ намъ почти во всѣхъ или въ большинствѣ
своихъ моралистическихъ омилій, утверждая это, а также и бо¬
жественный подвижникъ Дороѳей въ своемъ словѣ “О совѣсти”2Э).
А что касается того, что неизвѣстность будущаго больше терза¬
етъ наказуемыхъ, чѣмъ самое наказаніе, объ этомъ говорятъ Учи¬
тели, какъ напр. Григорій Богословъ въ словѣ “На побіеніе гра¬
да”, говоритъ слѣдующее: “Тѣхъ воспріиметъ несказанный свѣтъ
и видѣніе Святой и царственной Троицы, а этихъ вмѣстѣ съ ины¬
ми — лучше же сказать — ранѣе другихъ, — мученіе: быть от¬
верженными отъ Бога, и угрызеніе совѣсти, не имущее конца”30). 2. Итакъ, мы молимъ Бога и вѣруемъ — отъ подобнаго осво¬
бодить усопшихъ, а не отъ какого-то иного мученія или иного
огня, помимо тѣхъ мукъ и огня, которые возвѣщены на вѣки. И
что, къ тому же, души усопшихъ по молитвамъ освобождаются
изъ заключенія въ аду, какъ бы изъ нѣкой темницы, свидѣтель¬
ствуетъ, между многими другими, Ѳеофанъ Исповѣдникъ, име¬