Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
59 димъ впереди, дабы затѣмъ кратко и ясно слѣдовалъ отвѣтъ и
разрѣшеніе на каждое изъ нихъ. Итакъ, въ началѣ вашего доклада вы такъ говорите: “Если
истинно кающіеся отошли изъ этой жизни въ любви (къ Богу),
прежде чѣмъ успѣли достойными плодами удовлетворить за свои
согрѣшенія или проступки, ихъ души очищаются послѣ смерти
очистительными страданіями; но для облегченія (или “освобожде¬
нія”) ихъ отъ этихъ страданій, имъ способствуетъ та помощь,
которая оказывается имъ со стороны вѣрныхъ живыхъ, какъ-то:
молитвы, литургіи, милостыня и прочія дѣла благочестія”. На это отвѣчаемъ слѣдующее: то — что усопшимъ въ вѣрѣ,
несомнѣнно, помогаютъ совершаемыя за нихъ литургіи и молитвы
и милостыни, и обычай этотъ былъ въ силѣ отъ древности, свидѣ¬
тельствуютъ о семъ многія и различныя изреченія Учителей, какъ
латинскихъ, такъ и греческихъ, сказанныя и написанныя въ раз¬
ныя времена и въ разныхъ мѣстахъ. А что касается того, что ду¬
ши освобождаются благодаря нѣкоему, имѣющему характеръ по¬
мощи, очищающему страданію и временному огню, обладающему
таковой (очистительной) силой, — этого мы не находимъ ни въ
Писаніяхъ, ни въ молитвахъ и пѣснопѣніяхъ, бываемыхъ объ усоп¬
шихъ, ни въ словахъ Учителей. Но мы приняли, что и душамъ,
содержимымъ въ аду и уже преданнымъ вѣчнымъ мукамъ, са¬
мымъ ли дѣломъ и опытомъ или въ не допускающемъ надежды
ожиданіи таковыхъ, возможно пособить и оказать нѣкую малую
помощь, хотя и не въ томъ смыслѣ, чтобы совершенно разрѣ¬
шить ихъ отъ мученія или дать надежду на конечное освобожде¬
ніе. И это обнаруживается изъ словъ Великаго Макарія Египет¬
скаго подвижника, который, найдя въ пустынѣ черепъ, былъ на¬
ученъ имъ о семъ по дѣйствію божественной силы27)· И Василій
Великій въ молитвахъ чтомыхъ на Пятидесятницу, дословно пи¬
шетъ слѣдующее: “Иже и въ сей всесовершенный и спаситель¬
ный праздникъ очищенія убо молитвенная о иже во адѣ держи-
мыхъ сподобивый пріимати, великія же подаваяй намъ надежды
ослабленія содержимымъ отъ содержащихъ я (ихъ) сквернъ, и
утѣшенію Тобою низпослатися”. Если же души отошли изъ этой
жизни въ вѣрѣ и любви, однако унося съ собою извѣстныя вины,
будь то — малыя и въ которыхъ они вообще не каялись, или будь
то — большія, о которыхъ они хотя и каялись, но не предпри¬
няли явить плоды покаянія, такія души, мы вѣруемъ, должны
очиститься отъ такового рода грѣховъ, но не нѣкимъ очиститель¬
нымъ огнемъ или опредѣленнымъ въ нѣкоемъ мѣстѣ наказаніемъ