Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
56 вершенно не истребятся огнемъ внесенная скверна, нечистота и
негодность” 18). Онъ же въ словѣ объ усопшихъ говоритъ такъ: Итакъ, по¬
скольку власть избѣгать зло остается въ естествѣ, то такой планъ
нашла мудрость Божія: допустить человѣку быть въ томъ, что онъ
пожелалъ, и на опытѣ узнавъ, что за что онъ промѣнялъ, онъ бы
вновь устремился по своему желанію и сознательно къ первому
блаженству, все же страстное и безсловесное сбросилъ, какъ нѣ¬
кій грузъ естества, или въ настоящей жизни очистивъ чрезъ трез-
веніе и любомудріе, или послѣ отшествія отсюда очистивъ чрезъ
плавленіе въ очистительномъ огнѣ” 19). Объ этомъ чистилищѣ, о которомъ мы нынѣ говоримъ, так¬
же свидѣтельствуетъ блаженный Діонисій въ 7-й главѣ “Церков¬
ной Іерархіи”, гдѣ, говоря о молитвѣ, которую іерархъ творитъ
объ усопшихъ, онъ говоритъ слѣдущее: “Божественный іерархъ
творитъ молитву объ усопшемъ”. И ниже: “Въ молитвѣ іерархъ
молитъ Божественную Благостыню, дабы она отпустила усопше¬
му все то, что по-человѣческой немощи тотъ согрѣшилъ, и ввела
его въ свѣтъ и мѣсто живущихъ, въ лоно Авраама, Исаака и Іако¬
ва, отнюдуже отбѣже болѣзнь, печаль и воздыханіе”20). Святый Епифаній въ “Панаріяхъ”, разсуждая противъ Арія,
который богохульствовалъ и между иными вещами говорилъ,
что молитвы живыхъ не приносятъ пользы усопшимъ, такъ гово¬
ритъ: “Затѣмъ относительно поминовенія именъ скончавшихся:
что можетъ быть полезнѣе того, болѣе соотвѣтствующе и чудес¬
нѣе, чѣмъ то, когда мы вѣруемъ, что тѣ, которые отошли отсюда,
живутъ и не находятся въ небытіи, но существуютъ и живутъ у
Господа, какъ и возвѣщаетъ это святое ученіе (Церкви), дабы у
молящихся объ усопшихъ братіяхъ была надежда относительно
нихъ, какъ бы о находящихся въ отшествіи? Бываемая о нихъ мо¬
литва, хотя бы и не покрыла всѣхъ грѣховъ, все же приноситъ
имъ пользу; но она полезна и для насъ, сущихъ въ мірѣ, часто
волею или неволею спотыкающихся, тѣмъ, что обозначаетъ нѣчто
болѣе совершенное. Ибо мы творимъ память и о праведныхъ и о
грѣшныхъ; о грѣшныхъ — прося имъ милости Божіей; а о пра¬
ведныхъ и Отцахъ и Патріархахъ, Пророкахъ и Апостолахъ, и
Евангелистахъ, и Мученикахъ и Исповѣдникахъ, Епископахъ и
Отшельникахъ, и о всемъ чинѣ святыхъ, дабы выдѣлить Господа
Іисуса Христа изъ ряда людей, воздавая Ему подобающую Ему
честь”. И немного далѣе: “И затѣмъ на этомъ я вновь прерву из¬
ложеніе для того, чтобы сказать, что это совершаетъ Церковь по
необходимости, пріявъ преданіе отъ Отцевъ”21).