Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
55 пустится ему ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій”. Въ этомъ изре¬
ченіи дается разумѣть, что нѣкоторые грѣхи могутъ быть разрѣ¬
шенными въ этомъ вѣкѣ, а нѣкоторые — въ будущемъ. Ибо при
наличіи отказа въ отношеніи одного грѣха, слѣдуетъ разумѣть
что въ отношеніи другого дѣлается снисхожденіе (conceditur).
Но все же, какъ я выше сказалъ, такъ можно вѣровать относитель¬
но малыхъ и незначительныхъ грѣховъ” І5). Также святый Василій Великій въ молитвахъ, которыя по¬
ложено колѣнопреклонно говорить на бдѣніи Пятидесятницы 18),
въ одной изъ нихъ, которой начало: “Приснотекущій... Источни-
че”, такъ молится за усопшихъ: “Услыши насъ, молящихся Тебѣ,
и упокой души рабовъ Твоихъ, прежде усопшихъ отецъ и братій
нашихъ, и прочихъ сродникъ и всѣхъ своихъ въ вѣрѣ”. Въ по¬
слѣдующей же молитвѣ, начало которой: “Владыко Вседержите¬
лю, Боже Отецъ и Господи милости”, онъ такъ говоритъ: “Услы¬
ши насъ смиренныхъ, и Твоихъ рабъ молящихтися, и упокой души
рабовъ Твоихъ прежде усопшихъ, на мѣстѣ свѣтлѣ, на мѣстѣ
злачнѣ, на мѣстѣ прохлажденія: отонудуже отбѣже всякая бо¬
лѣзнь, печаль и воздыханіе, и учини духи ихъ въ селеніяхъ пра¬
ведныхъ, и мира и ослабленія сподоби ихъ.” Въ послѣдованіи объ усопшихъ такъ говорится Спасителю
отъ лица усопшаго: “Образъ есмь неизреченныя Твоея славы, аще
и язвы ношу прегрѣшеній, ущедри Твое созданіе, Владыко, и очи¬
сти Твоимъ благоутробіемъ, и возжелѣнное отечество подаждь ми,
рая паки жителя мя сотворяя” ,7). Григорій Нисскій въ собесѣдованіи: “Объ утѣшеніи и состо¬
яніи душъ послѣ смерти”, приводитъ какъ собесѣдницу Макрину,
сестру блаженнаго Василія и свою, которая послѣ смерти сего
Василія говоритъ: “Ибо не по ненависти или ради мщенія за дур¬
ную жизнь, какъ мнѣ думается, Богъ, — Который творитъ про¬
тивоположное сему и влечетъ къ Себѣ всякаго, кого по благодати
своей привелъ въ бытіе, — наводитъ согрѣшившимъ мучительныя
условія. Но Онъ, Который — Источникъ всякаго блаженства, при¬
влекаетъ къ Себѣ души по лучшему плану, а это по-необходимости
сопровождается для привлекаемаго мучительнымъ состояніемъ. И
какъ тѣ, которые огнемъ очищаютъ золото отъ примѣшавшагося
къ нему матеріала, растапливаютъ огнемъ не только поддѣльные
элементы, не по-необходимости расплавляютъ и чистое (золото)
вмѣстѣ съ негоднымъ (матеріаломъ), и когда тотъ истребится,
остается золото; и, какъ очистительнымъ огнемъ уничтожается
негодная матерія, такъ точно необходимо, чтобы и душа, которая
соединилась со скверной, была бы въ огнѣ до тѣхъ поръ, пока со¬