Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
54 же въ смерти тѣмъ, кому Ему угодно. Итакъ, поскольку плодо¬
носное покаяніе — это дѣло не человѣка, но Бога, то Онъ можетъ
внушить его, когда бы только ни пожелало Его человѣколюбіе, и
по милосердію произвести измѣненіе въ тѣхъ, которыхъ могъ бы
осудить по-правосудію. Но такъ какъ есть много такого, что пре¬
пятствуетъ и отвлекаетъ болящаго (languentem), то въ высшей
степени опасно и гибельно отлагать до смерти врачевство покаянія.
Но даже если, обратившись ,грѣшникъ будетъ жить, и не умретъ,
все же мы не обѣщаемъ, что онъ избѣжитъ всякаго мученія: ибо
тотъ, кто въ прошломъ вѣкѣ не принесъ плода обращенія, прежде
долженъ быть очищенъ очистительнымъ огнемъ; и хотя тотъ огонь
не будетъ вѣчнымъ, однако я поражаюсь, до какой степени онъ
будетъ тяжекъ, ибо превзойдетъ всякое мученіе, которое когда
либо кому случалось переносить въ этой жизни” "). Онъ же въ одной изъ проповѣдей объ усопшихъ, которая на¬
чинается словами: “Надежда всѣхъ христіанъ”, такъ говоритъ:
“Не должно сомнѣваться, что молитвами Церкви и спасительной
Жертвой и милостынями, которыя подаются за ихъ души, усоп¬
шимъ окнзывается помощь въ томъ смыслѣ, чтобы Господь ока¬
залъ имъ милосердіе большее, нежели они заслужили это по при¬
чинѣ своихъ грѣховъ; ибо Вселенская Церковь соблюдаетъ пре¬
даніе отъ Отцевъ, чтобы во время совершенія сей Жертвы на сво¬
емъ мѣстѣ творилось поминовеніе тѣхъ, которые умерли въ об¬
щеніи Тѣла и Крови Христа, и творилась за нихъ молитва” ,2). И ниже: “Ибо не должно сомнѣваться, что эти вещи прино¬
сятъ пользу душамъ тѣхъ, которые такимъ образомъ прожили до
смерти, такъ какъ они могутъ помочь имъ послѣ смерти” І3). Святый Амвросій также, толкуя это изреченіе: “самъ же спа¬
сется, такожде якоже огнемъ”, говоритъ такъ: “Спасется, но не
безъ страданія (или наказанія, “poena”). Этимъ онъ говоритъ,
что самъ тотъ спасется, но пройдетъ чрезъ страданіе огня, дабы
бывъ очищенъ огнемъ, онъ спасся и не мучился непрестанно, какъ
—невѣрные въ вѣчномъ огнѣ, ибо до нѣкоторой степени ему по¬
можетъ то, что онъ вѣровалъ во Христа” м). Григорій, блаженнѣйшій Святитель, въ 4-й книгѣ своихъ
“Собесѣдованій” приводитъ множество примѣровъ и откровеній,
показывающихъ, что чистилище существуетъ, и между прочимъ
говоритъ: “Каковымъ кто отходитъ отсюда, таковымъ и предста¬
етъ на судъ, но, однако, должно вѣровать, что до времени Суда
есть очистительный огонь въ отношеніи нѣкоторыхъ грѣховъ, по¬
чему Истина и говоритъ: “Иже речетъ на Духа Святаго, не от¬