Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
53 столъ: “самъ же спасется, такожде якоже огнемъ”, — не тягчай¬
шіе, но меньшіе грѣхи очищаются”6). Онъ же въ 21-й книгѣ “О Градѣ Божіемъ”, глава 13-я, такъ
говоритъ: Изъ временныхъ наказаній — нѣкоторыя терпятся толь¬
ко въ этой жизни, нѣкоторыя — послѣ смерти, а нѣкоторыя —
и нынѣ и тогда, но только они терпятся до того строжайшаго и
послѣдняго Суда. Не всѣ изъ числа тѣхъ, которые послѣ смерти
переносятъ временныя мученія, придутъ въ вѣчныя муки. Ибо
нѣкоторымъ то, что не отпустится въ этомъ вѣкѣ, будетъ отпуще¬
но въ будущемъ, т. е. какъ мы выше сказали, они не будутъ му¬
читься вѣчнымъ мученіемъ въ будущемъ вѣкѣ7). И въ 24-й главѣ этого же труда онъ говоритъ: “Дѣйствитель¬
но, не говорилось бы о нѣкоторыхъ, что имъ не отпустится ни въ
семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ, если бы не было таковыхъ, которымъ,
если и не въ этомъ, то въ будущемъ вѣкѣ отпустится”8). Онъ же въ книгѣ къ Павлину: “О томъ, какъ подобаетъ забо¬
титься объ усопшихъ” говоритъ: “Въ Маккавейскихъ книгахъ чи¬
таемъ про жертву, приносимую за усопшихъ; но даже если бы мы
и совершенно не читали объ этомъ въ Ветхихъ Писаніяхъ, не малъ
авторитетъ Вселенской Церкви, который сіяетъ въ томъ обыкно¬
веніи, что въ моленіяхъ священника, которыя приносятся Господу
Богу къ Его жертвеннику, имѣетъ свое мѣсто поминовеніе усоп¬
шихъ” 9). Онъ же въ этой книгѣ говоритъ еще: “Не должно относиться
безъ вниманія къ моленіямъ за души усопшихъ, которыя должны
твориться за всѣхъ умершихъ въ христіанскомъ и каѳолическомъ
общеніи, даже безъ поминовенія именъ тѣхъ, которыхъ въ общее
поминовеніе приняла Церковь; чтобы для тѣхъ, у которыхъ нѣтъ
для этого ни родителей, ни чадъ, ни кого-либо знакомаго или дру¬
га, это было бы дано имъ единой благостной Матерію (Церковью).
Если же будетъ недостатокъ въ тѣхъ моленіяхъ, которыя правая
вѣра и благочестіе приносятъ за усопшихъ, думаю, что никакой
пользы не принесетъ ихъ душамъ то, что ихъ бездушныя тѣла
были бы положены во святыхъ мѣстахъ”10). Тотъ же Августинъ въ книгѣ “О покаяніи” говоритъ: “Ибо
покаяніе, если и при концѣ жизни придетъ, вылѣчиваетъ и осво¬
бождаетъ въ омовеніи крещенія, такъ что тѣ, которые крещаются
при концѣ жизни, не испытываютъ чистилища, но обогащенные
дарами святой Матери Церкви, воспріимутъ многообразный даръ
въ истинномъ блаженствѣ”. И немного далѣе говоритъ такъ: “От¬
лагательство . покаянія имѣетъ обыкновеніе многихъ обманывать.
Но такъ какъ Богъ всегда силенъ, Онъ всегда можетъ помочь да¬