Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
51 святаго Петра, дать отчетъ всякому вопрошающему о вѣрѣ, кото¬
рую имѣемъ, — въ этомъ отвѣтѣ привели то, что въ настоящее
время должно удовлетворить вашу просьбу, которая, по существу,
кажется, относится къ вопросу объ очистительномъ огнѣ. Если
же и относительно прочаго, сказаннаго нами, вы потребуете от¬
чета, то и въ этомъ также, если Святый Духъ просвѣтитъ насъ,
мы съ братской любовью позаботимся удовлетворить васъ во всемъ. 1. То, что есть нѣкое опредѣленное мѣсто и очистительный
огонь въ будущемъ вѣкѣ, какъ мы утверждаемъ, прежде всего
явствуетъ изъ 2-й книги Маккавеевъ, 12-я глава, гдѣ говорится:
“Свято и спасительно — помышленіе за умершихъ моленіе при-
носити, яко да отъ грѣха свободятся”2). Но нѣтъ нужды молиться
за тѣхъ, которые находятся въ раю, ибо они не имѣютъ никакой
нужды въ этомъ, ни за тѣхъ, которые — въ аду, такъ какъ они
не могутъ освободиться или очиститься отъ грѣховъ. Итакъ, яв¬
ствуетъ, что есть такіе, которые послѣ этой жизни еще не раз¬
рѣшены отъ грѣховъ, но которые имѣютъ возможность освободить¬
ся и очиститься отъ нихъ. 2. Во-вторыхъ, это обнаруживается на основаніи того, что въ
Новомъ Завѣтѣ, въ Евангеліи отъ Матѳея, главѣ 12-й, Спаситель
сказалъ: “Иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему ни въ
сей вѣкъ, ни въ будущій”3). Въ этомъ изреченіи дается понять,
что есть такіе согрѣшенія, которыя могутъ быть разрѣшены въ
этомъ вѣкѣ, и есть такія, которыя могутъ быть разрѣшены въ бу¬
дущемъ вѣкѣ. 3. Въ-третьихъ, это является чрезъ Апостола Павла въ Пер¬
вомъ Посланіи къ Коринѳянамъ, въ главѣ 3-й, который, разсуждая
въ этой главѣ о созиданіи на основаніи, которое есть Христосъ,
приводитъ: золото, серебро, драгоцѣнные камни, дерево, сѣно, со¬
лому и прочее, и присовокупляетъ тогда: “День бо Господень явитъ,
зане огнемъ открывается: и когождо дѣло, яковоже есть, огонь иску¬
ситъ. И егоже аще дѣло пребудетъ, еже назда, мзду пріиметъ. А
егоже дѣло сгоритъ, отщетится: самъ же спасется, такожде якоже
огнемъ (ώς διά πνρός) ”4). Можно ясно понять, что эти слова гово¬
рятъ объ очистительномъ огнѣ въ будущемъ вѣкѣ: ибо то изрече¬
ніе “спасется, но такъ какъ бы изъ огня” не возможно понять ни въ
отношеніи осужденныхъ въ аду, ибо они не спасутся, но вѣчно бу¬
дутъ уничтожаться, ни — въ отношеніи отходящихъ отсюда безъ
грѣха ,ибо немного передъ тѣмъ онъ сказалъ о таковыхъ: “егоже
аще дѣло пребудетъ”, т. е. тѣ, которые умираютъ безгрѣшными,
тѣ не имѣютъ никакой нужды очищаться огнемъ. Итакъ, необхо¬