Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
46 бѣ для Евхаристіи въ Западной Церкви. 3. Доктрина о чистили¬
щѣ. 4. Приматъ Папы Римскаго. На это св. Маркъ Ефесскій отвѣтилъ, что Императоръ ка¬
тегорически запретилъ своимъ представителямъ обсуждать съ ла¬
тинянами вопросъ, значущійся подъ первымъ пунктомъ (т. е. объ
Похожденіи Св. Духа), а что касается иныхъ пунктовъ, то онъ
о нихъ доложитъ Императору. Императоръ, какъ и иные предста¬
вители грековъ, считалъ, что вопросъ о чистилищѣ является наи¬
болѣе легкимъ для нахожденія “моста” между православными и
римо-католиками. Этотъ вопросъ не существовалъ во времена Ве¬
ликаго Раскола, посему и не былъ причиной раскола. Кромѣ того,
вопросъ чистилища, это — вопросъ, относящійся къ ученію о за¬
гробной жизни, которая и до сего дня не находится въ строгихъ
рамкахъ догматики Православной Церкви. Поэтому греки считали,
что вопросъ чистилища, который въ сущности и не былъ имъ хо¬
рошо извѣстенъ, является не столько строгимъ догматомъ Рим¬
ской Церкви, сколько частнымъ мнѣніемъ латинскихъ богосло¬
вовъ новой школы. Греки полагали, что по этому вопросу они лег¬
ко придутъ къ соглашенію съ латинянами: если латиняне — пра¬
вы, что выяснится въ безпристрастныхъ изслѣдованіяхъ комиссіи,
то греки будутъ готовы согласиться и принять ученіе о чистилищѣ;
а если безпристрастное изслѣдованіе выяснитъ, что ученіе о чи¬
стилищѣ догматически-невѣрно, то надо его отвергнуть. Сойдясь
по первому вопросу, греки и латиняне уже легче найдутъ общій
языкъ для нахожденія соглашенія и въ прочихъ вопросахъ. Этимъ
надо объяснить и ту благожелательную отмосферу, тѣ благоже¬
лательныя обращенія другъ къ другу, которыя видимъ въ диспу¬
тахъ по сему вопросу, какъ у грековъ, такъ и у латинянъ. Итакъ, Императоръ далъ свое согласіе, чтобы греческіе пред¬
ставители приступили къ обсужденію вопроса о чистилищѣ, о
чемъ и увѣдомилъ латинскихъ представителей въ комиссіи. Такимъ образомъ, съ 4-го засѣданія между православными и
римо-католиками начались переговоры по вопросу о чистилищѣ.
Вначалѣ казалось, что расхожденія между православнымъ и ри-
мо-католическимъ ученіемъ о состояніи душъ послѣ смерти —
очень незначительны, что и выразилъ св. Маркъ Ефесскій въ одной
изъ своихъ рѣчей, но постепенно и онъ самъ и другіе греческіе
представители пришли къ убѣжденію, что эти расхожденія — не¬
примиримы. Источники даютъ намъ очень мало данныхъ о переговорахъ ме¬
жду православными и латинянами по вопросу чистилища, но за¬