Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 45 -- дошли. Такъ, онъ говоритъ слѣдущее, обращаясь къ многочислен¬
нымъ современникамъ жизни святителя Марка: “Хотя у насъ и
нѣтъ недостатка въ мужахъ мудрыхъ, но онъ былъ выше ихъ
всѣхъ, — и въ этомъ можно убѣдиться, сравнивъ труды древнихъ
писателей съ его трудами, которые передъ судомъ правды ни въ
чемъ имъ не уступятъ. Надобно быть весьма несвѣдущимъ или
совсѣмъ незнакомымъ съ Еллинскими музами, чтобы сравнивать
его краснорѣчіе съ нынѣшнимъ, и не видѣть въ его словѣ — сло¬
во самого Сократа или Платона”1). Этотъ “неуспѣхъ” отвѣтной
рѣчи св. Марка на первомъ засѣданіи комиссіи надо приписы
вать, слѣдовательно, не иному чему, какъ тому, что святитель,
имѣя умъ облагодатствованный Св. Духомъ, уже прозрѣлъ не
только неудачность и безполезность, но даже и прямой вредъ для
Православной Церкви отъ тѣхъ переговоровъ, которые въ этотъ
день начались между православными и римо-католическими пред¬
ставителями. Интересно замѣтить, что Св. Маркъ Ефесскій въ сво¬
ей рѣчи заявилъ, что Императоръ Іоаннъ запретилъ своимъ пред¬
ставителямъ казаться вопросовъ вѣры, которые являются причи¬
ной расхожденія между Православной и Римо-Католической Цер¬
квами. По мнѣнію Императора частныя изслѣдованія богослововъ
въ комиссіи могутъ привести къ осложненіямъ и затрудненіямъ
въ дѣлѣ заключенія Уніи. Получался обсурдъ: богословская ко¬
миссія, долженствовавшая выяснить пункты расхожденія между
Церквами, не должна была касаться богословскихъ вопросовъ! Но
надо понять, какъ мы это уже и говорили, что Императоръ смо¬
трѣлъ на Унію только какъ на политическій актъ и желалъ, чтобы
договоръ о соединеніи былъ достигнутъ на основаніи туманныхъ,
общаго значенія фразъ, и боялся, что дискуссія опытныхъ бо¬
гослововъ, какъ Восточныхъ, такъ и Западныхъ, выяснитъ, что
расхожденія между Церквами до такой степени велики, что об¬
щими и туманными фразами нельзя будетъ отдѣлаться. О несерь¬
езности такой “икономіи” Императора и говорить не приходится. Первое засѣданіе комиссіи закончилось безрезультатно; тѣмъ
же закончилось и второе. Между тѣмъ, какъ Императоръ призы¬
валъ своихъ представителей не касаться важныхъ точекъ расхо¬
жденія, въ то же время кардиналъ, отъ лица Папы, требовалъ
отъ грековъ объясниться. На третьемъ засѣданіи онъ самъ предста¬
вилъ грекамъ тѣ пункты, которые, по мнѣнію латинской Церкви,
являются главными и основными причинами расхожденія между
Римской и Православной Церквами. Эти пункты — слѣдующіе: 1. Ученіе объ Исхожденіи Св. Духа. 2. Вопросъ о неквасномъ хлѣ¬