Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
423 γενικός και ή έν Φλωρεντία ού-
νοδος». Athenas 1899. Callistos Blastos. «Βιογραφία··.
τον Μάρκον αρχιεπισκόπου Έφέ-
οον τον Ευγενικοί>»· Athenas
1887. Draseke. “Zur Kircheneinigungs-
versuch des Jahres 1439” in “By-
zantinische Zeitschrift” V. (1896)
et 4‘Marcos Evugenikos und Kar-
dinal Bessarion» in «Neue kirchl.
Zeitschrift” 184. Zhischmann. “Die Unions ver-
handlungen zwischen der orien-
talischen und der romischen Kir-
che”. Wiene 1852. Gotlob. “Aus den Rechnungs-
buchern Eugens IV zum Geschich-
te der Florentinums” in “Histo-
risches Jahrbuch” t. 14 1893. Vannutelli “II Concillio di Fi-
renze”. Roma 1899. Theineer et Miklosich. “Monu¬
menta spectantia ad unionem ec¬
clesiarum Graece et Romanae”. 1872. L. Brehier. “Attempts at Re-
union of the Greek and Latin
Churches” in “Cambridge Medi-
eval History”. Pierling. “La Russie et le Saint
Siege” 2-me edit. 1906. G. H. Hofmann. “Die Konzils-
arbeit in Ferrara”, in “Orienta¬
lia Christiana Periodica”. Roma
1937. “Die Konzilsarbeit in Flo-
renz” ibid. 1938. A. Vogt in “Dictionnaire de
Theologie Catholique” t. 6c. 24 sq. Van der Essen in “The Catho-
lic Encyclopaedia” t. 6. p. 111 sq. 16 Изъ новѣйшихъ трудовъ нашихъ
соотечественниковъ укажемъ на:
А. Vasiliev ор. cit., G. Ostrogorsky
ор. cit., F. Uspensky op. cit. 17 Hefele, op. cit. p. 961 sq. 18 ap. Gill, op. cit. t. 1. p. 15. 19 Св. Маркъ Ефесскій «Изложеніе святѣйшаго... о Соборѣ во Фло¬
ренціи» и т. д. отд. 2. 20 Изъ синаксаря св. Марку Ефес-
скому см. стр. 13 нашего труда. 21 ap. Gill ор. cit. t. 1 p. 27. 22 ibid. p. 46. 23 Syropoul. op. cit. sect. V. c. 2.
p. 113-4. 24 Callist Blastos op. cit. p. 44-8. 25 «τους οκανδαλιοΰέντας» «смутив¬
шихся», «соблазнившихся» тѣми
новшествами, которыя ввела За¬
падная Церковь и которыя были
чужды древнему Христіанству. 26 Имѣется в(ъ виду “Filioque”. 27 Т. е. какъ будто бы Западные и
Восточные Отцы находятся во вза¬
имномъ противорѣчіи касательно
исхожденія Св. Духа, что св. отри¬
цаетъ. 28 Подъ словомъ «Вѣра» по всей
вѣроятности слѣдуетъ разумѣть
«Сѵмволъ Вѣры», ибо это слово
у греческихъ Отцевъ замѣняетъ ' «Сѵмволъ Вѣры», см. о семъ да¬
лѣе въ сочиненіи св. Марка Ефес-
скаго «Латинянинъ». 29 Т. е. въ Евангеліи отъ Іоанна
Христосъ говоритъ, что Св. Духъ
исходитъ отъ Отца, и нигдѣ въ
Евангеліи не говорится, что Онъ
исходитъ также и отъ Сына. 30 Т. е. православные въ Евхаристіи
приносили квасный хлѣбъ, а ла¬
тиняне — безквасный, и этимъ на¬
рушалось единство совершенія Ев¬
харистіи. 31 Т. е. «что мы всегда говорили изъ
глубокой древности то и теперь
мы говоримъ». 32 Т. е. Свв. Отцевъ и греческихъ и
латинскихъ. 33 Ибо въ древности Западная Цер¬
ковь не знала иного Сѵмвола Вѣ¬
ры, кромѣ того, который былъ и
въ Восточной Церкви. 34 ap. Gill, ор. cit. t. 1. p. 27-8.