Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
419 смерти св. Марка авторъ ставитъ подъ вопросомъ, это либо 1443 или 1447 или
1449 гг. Въ статьѣ затѣмъ говорится, что служба св. Марку была составлена въ
15 в. и постановленіемъ Сѵнода подъ предсѣдательствомъ Константинополь¬
скаго патріарха Серафима въ 1734 г. св. Маркъ Ефесскій былъ оффиціально ка¬
нонизированъ Греческой Церковью. Mgr. L. Petit, собравшему и издавшему писанія св. Марка Ефесскаго, от¬
носящіяся къ Флорентійской Уніи въ "Patrologia Orientalis" t. 15 et 17, подъ
общимъ наименованіемъ: ''Documents relatifs au Concile de Florence", прежде
всего принадлежитъ общее начертаніе жизни св. Марка Ефесскаго; болѣе об¬
ширно говорится о датѣ его смерти и объ отдѣльныхъ твореніяхъ св. Марка
Ефесскаго, помѣщаемыхъ въ сихъ сборникахъ. Ему же принадлежитъ статья о св. Маркѣ Ефесскомъ въ "Dictionnaire de
Іа Theologie Catholique" т. 9, стр. 1968-86. Въ прекрасной и обстоятельной ста¬
тьѣ излагается жизнь св. Марка и хронологическія данныя ея. Въ статьѣ заклю¬
чается длительная полемика автора съ мнѣніемъ Мгр. Меркати, относительно го¬
да смерти св. Марка Ефесскаго. Мгр. Пти вѣскими доказательствами устано¬
вилъ, какъ несомнѣнный фактъ, что св. Маркъ Ефесскій умеръ въ 1444 г.
Далѣе авторъ приводитъ перечень и общее содержаніе твореній св. Марка
Ефесскаго, изъ числа которыхъ множество еще не издано. Но всѣ сочиненія
его, относящіяся къ періоду Флорентійской Уніи, изданы Мгр. Пти въ «Патро-
логіа Оріеиталисъ» (и нами переведены на русскій языкъ). Въ своемъ разбо¬
рѣ сочиненій св. Марка Ефесскаго авторъ признаетъ, что рядъ произведеній,
которыя ранѣе приписывались св. Марку, были подложными. Ему же въ ”Revue de lOrient chretiqn" t. 13, 1923, pag. 19-21 принадле¬
житъ краткая замѣтка: "Note sur Гехііе de Mark d,Ephese a Lemnos", посвя¬
щенная выясненію вопроса, сколько времени св. Маркъ Ефесскій пробылъ въ
изгнаніи на Лемносѣ. На основаніи синаксаря Іоанна Евгеника, собственной
эпиграммы св. Марка Ефесскаго по поводу своего освобожденія изъ заточенія,
и иныхъ историческихъ данныхъ, авторъ заключаетъ, что св. Марка Ефесскій
провелъ два года въ изгнаніи на Лемносѣ и былъ освобожденъ 4-го августа
1442 года. S. Petrides статья въ ”Echos dOrient" t. XIII. 1910. pag. 19-21, посвящен¬
ная вопросу причины смерти св. Марка Ефесскаго. Авторъ говоритъ, что
смерть св. Марка Ефесскаго отъ заворота кишекъ, приписывалась злѣйшими
уніатами, какъ наказаніе Божіе ему за противодѣйствіе Флорентійской Уніи.
Такъ, Іосифъ Меѳонскій при этомъ писалъ, что въ этомъ отношеніи судьба св.
Марка Ефесскаго была такой же какъ и судьба Григорія Паламы, Кавасиллы и
иныхъ. Авторъ далѣе пишетъ, что впослѣдствіи и нѣкоторымъ православнымъ
казалось, что такая смерть — недостойна святого и потому утвержденіе Іоси¬
фа Меѳонскаго о смерти св. Марка отъ заворота кишекъ считали ложнымъ и
оспаривали. Далѣе авторъ выясняетъ, что въ такой смерти самой по себѣ
нѣтъ ничего позорнаго и великіе святые умирали отъ желудочныхъ болѣзней,
и опираясь на поэму итальянца Н. Pusculo "Constantinopolis", бывшаго въ
Константинополѣ во время смерти св. Марка Ефесскаго, и главное — на оконча¬
ніе синаксаря св. Марку, составленнаго братомъ Святителя, Іоанномъ Евгени-
комъ, согласенъ и принимаетъ, что смерть св. Марка Ефесскаго наступила отъ
болѣзни кишечника. А. Vogt, въ статьѣ о Флорентійской Уніи въ ”Dictionnaire de Іа Theologie
Catholique”, t. 6, pag. 24 sq. пишетъ съ большой непріязнью о св. Маркѣ
Ефесскомъ, утверждая, что главная вина въ томъ, что Унія не имѣла успѣха,
принадлежитъ Марку Ефесскому: «Этотъ человѣкъ, умный, культурный, обла¬
давшій краснорѣчіемъ, былъ, къ сожалѣнію, мало лойяльнымъ дѣлу Уніи, и