Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
418 цѣнная часть статьи: перечень и общее содержаніе отдѣльныхъ твореній св.
Марка Ефесскаго, начиная съ тѣхъ, которыя опубликовалъ Мгр. Л. Пти въ
«Патрологіа Оріенталисъ» тт. 15 и 17. Грюмель, однако, приводитъ весьма не¬
многія изъ числа извѣстныхъ твореній св. Марка. Далѣе слѣдуетъ общее из¬
ложеніе доктрины св. Марка на основаніи нѣкоторыхъ писаній Святителя: объ
исхожденіи Св. Духа (на основаніи «Силлогическихъ главъ»), о чистилищѣ и
объ иныхъ вопросахъ (на основаніи трактатовъ св. Марка Ефесскаго о чисти¬
лищѣ и его отвѣтовъ на поставленные ему латинянами вопросы). Эта часть
статьи имѣетъ поверхностный характеръ и ничего существеннаго не даетъ.
Кончается статья враждебнымъ отзывомъ о св. Маркѣ Ефесскомъ и о его тво¬
реніяхъ, о которыхъ Грюмель не высокаго мнѣнія и не видитъ причины, поче¬
му среди грековъ св. Маркъ Ефесскій пользуется такимъ восхищеніемъ и по¬
четомъ. V. Laurent, краткая замѣтка въ ''Buchberger Lexikon fur Theologie und
Kirche". 1934. t. 6. p. 958-9. Дается краткая біографія св. Марка Ефесскаго,
въ которой упоминаются двѣ древнѣйшія службы Святителю, составленныя
Іоанномъ Евгеникомъ и Великимъ Риторомъ Мануиломъ. Loch Valentin, ”Antiel des Markus Eugenikus an dem Fortbestehen des
griechischen Schisma durch seine Agitation auf dem Concile zu Florenz und
nach demselben". Amberg 1844. Какъ и другое сочиненіе сего автора —
”Das Dogma der griechischen Kirche vom Purgatorium" Regensburg 1842,
не представляетъ собою какого-либо цѣннаго труда; имѣетъ чисто полемиче¬
скій характеръ и лишена объективной оцѣнки событій и личностей. Такъ напр.
авторъ утверждаетъ, что ученіе о чистилищѣ свойственно также и Православ¬
ной Церкви и всю вину за неуспѣхъ Флорентійской Уніи, имѣвшей своей цѣлью
излечить расколъ между Восточной и Западной Церквами, бросаетъ на «фа¬
натизмъ и узость воззрѣній» св. Марка Ефесскаго. S. G. Mercanti, in ’’Enciclopedia Italiana" 1932, t. 14, pag. 561-2. Крат¬
кая біографическая замѣтка, приводящая основныя данныя о св. Маркѣ. Phil. Meyer in ”Realencyclopadie fur Protestant. Theologie und Kirche".
Band 12 p. 287-8. Въ статьѣ, написанной въ благожелательномъ тонѣ по от¬
ношенію къ св. Марку Ефесскому, авторъ сначала вкратцѣ даетъ основныя
данныя о великомъ Ефесскомъ Святителѣ. Авторъ также говоритъ, что во¬
просъ даты смерти св. Марка остается открытымъ. Онъ также считаетъ, что
благодаря противостоянію св. Марка Ефесскаго, Флорентійская Унія потерпѣла
крахъ. Въ концѣ своей статьи авторъ оспариваетъ утвержденіе Калогера (см.
о немъ выше въ перечисленіи литературы о св. Маркѣ Ефесскомъ на греч.
языкѣ), говорящаго, что св. Маркъ Ефесскій боролся противъ Уніи съ Римской
Церковью по политическимъ причинамъ, такъ какъ предвидѣлъ, что еллинско-
му народу будетъ національно и церковно легче подъ турками, нежели оказать¬
ся подъ властью Папы. Мейеръ утверждаетъ, что у св. Марка Ефесскаго были
исключительно богословскія и церковныя побужденія въ противостояніи Уніи:
именно — св. Маркъ не допускалъ компромиссовъ въ дѣлахъ вѣры; въ под¬
твержденіе сказаннаго авторъ приводитъ три цитаты изъ твореній св. Марка
Ефесскаго: «Никоимъ образомъ не исправляется посредствомъ компромиссовъ
то, что относится къ Церкви», «нѣтъ середины между истиной и ложью», и
«нарушеніе каѳолической вѣры есть общая гибель». Этому же автору принадлежитъ краткая біографическая замѣтка о св. Мар¬
кѣ Ефесскомъ въ ”The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Reliqious Know-
ledge". vol. 7, p. 185, въ которой авторъ утверждаетъ, что писанія св. Марка
характеризуются твердостью и безкомпромиссностью, хотя въ богословскомъ
смыслѣ уступаютъ писаніямъ св. Георгія Схоларія и Гемиста Плиѳона. Годъ