Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
416 Ефесскомъ въ «.Μεγάλη 9Ελληνική εγκυκλοπαίδεια» Аѳины, τ. 11 стр. 705-6.
Вкратцѣ излагаются біографическія данныя о св. Маркѣ Ефесскомъ, говорит¬
ся о его борьбѣ за Православіе и подчеркивается тотъ фактъ, что его отказъ
подписанія Уніи явился ея гибелью; «посему», говоритъ авторъ, «послѣ вели¬
каго Фотія, Маркъ считается нашимъ народомъ какъ спаситель независимости
Православной Церкви». Годъ смерти св. Марка относится къ 1445, 1449 или
же къ 1451 году. Творенія его частично были изданы, частично же еще имѣ¬
ютъ быть изданными. А. Пападопулосъ-Керамевсъ (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς) > статья: «Μάρκος
о Ευγενικός ώς πατήρ άγιος της δρ&οδό&ου καθολικής Εκκλησίας» въ **Ву-
zantinische Zeitschrift“ 1902 г. τ. 11, стр. 50-69. Статья посвящена вопросу
прославленія и канонизаціи св. Марка Ефесскаго въ Православной Церкви и да¬
етъ цѣнныя данныя о семъ. Авторъ прежде всего сообщаетъ, что годъ смерти
св. Марка Ефесскаго остается подъ вопросомъ между 1441 и 1452 гг. (Draseke
указывалъ на 1443. Софоклъ Икономъ — на 1451 г.). Св. Маркъ Ефесскій былъ
похороненъ въ знаменитой Манганской Обители, но впослѣдствіи его свя¬
тыя мощи были перенесены въ Лазаревскій Монастырь въ Галатіи. Память
св. Марка Ефесскаго ежегодно праздновалась въ семьѣ Евгениковъ, изъ ко¬
торой, какъ извѣстно, происходилъ св .Маркъ Ефесскій, но постепенно это
празднованіе памяти Святителя вышло за предѣлы семейнаго торжества. Бла¬
городное участіе во всенародномъ прославленіи памяти св. Марка Ефесскаго
мощно приложилъ отъ себя св. Георгій (Геннадій) Схоларій въ бытность свою
патріархомъ Константинопольскимъ. Константинопольскій Соборъ бывшій око¬
ло 1481-4 г., аннулировавшій Флорентійскую Унію, назвалъ св. Маока Ефесска¬
го и св. Георгія Схоларія «Блаженными». Однако, все это еще не было оффи¬
ціальной канонизаціей, хотя память св. Марка Ефесскаго широко почиталась и
были помѣстныя празднованія въ день его кончины 23 іюня. Оффиціальная
канонизація произошла значительно позже, почти 300 лѣтъ спустя послѣ смерти
св. Марка Ефесскаго, именно въ февралѣ 1734 г., когда Сѵнодъ, подъ предсѣда¬
тельствомъ Константинопольскаго Патріарха Серафима, вынесъ постановленіе:
«Что Священный Маркъ, именуемый Евгеникъ, бывшій предстоятелемъ и па¬
стыремъ и архіереемъ Ефесской Церкви, общепризнанно является Святымъ въ
нашей Христовой Восточной Церкви, знаютъ это всѣ благочестивыя (чада) на¬
шего народа, принимая и почитая его безъ сомнѣнія какъ священнаго Отца
Церкви; свидѣтельствуютъ сіе въ равной степени и благопріятныя обстоя¬
тельства, показывающія, что наша Святая Христова Восточная Церковь свя¬
щеннаго сего Марка Ефесскаго и знаетъ и почитаетъ и принимаетъ святого
сего мужа, богоноснаго и преподобнаго и пламеннаго ревнителя Благочестія
и нашихъ священныхъ догматовъ и православнаго мышленія, Благочестія по¬
борника и доблестнѣйшаго защитника и прежде поборствовавшихъ въ древ¬
нія времена священныхъ богослововъ подражателя и соревнителя». Просла¬
вивъ святителя Марка такими торжественными словами, Сѵнодъ затѣмъ пред¬
писываетъ вѣрнымъ съ радостью совершать память св. Марка Ефесскаго въ
19-й день мѣсяца января. Результатомъ сего постановленія явилось составленіе
цѣлаго ряда службъ св. Марку Ефесскому. Паріосъ Аѳанасій, «Ό *Αντίπαπας ήτοι 9Αγώνες — του εν άγίοις πατρός
ημών Μάρκου αρχιεπισκόπου 9Εφέσου». 1785 г. Книга является въ сущно¬
сти пересказомъ того, что помѣщается у Сиропула и цѣнна лишь въ томъ
смыслѣ, что является первымъ по времени произведеніемъ, поставившимъ себѣ
цѣлью прославленіе борьбы св. Марка Ефесскаго за Православіе, которое было
въ опасности вслѣдствіе Флорентійской Уніи.