Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
42 и “средостѣніе вражды” (Еф. 2, 14) разрушить, и совершить дѣло
божественнаго домостроительства. Начало сего ты самъ положилъ
и возвеличился очевидной либеральностью и великими дарами;
прославься также увѣнчать дѣло успѣхомъ; ибо ты не обрящешь
иного болѣе благопріятнаго случая, нежели тотъ, который тебѣ
Богъ даровалъ сегодня. “Возведи окрестъ очи твои и виждь” (Ис.
60, 4) старцевъ, достопочтенныхъ и священныхъ, уже весьма ну¬
ждающихся въ одрѣ и покоѣ, вставшихъ изъ своихъ предѣловъ и
притекшихъ къ твоему совершенству; собравшихся только въ на¬
деждѣ на Бога и по любви къ вамъ; виждь исплетенный вѣнецъ
славы, который ты не отвергнешь возложить. Иной ранилъ, а ты
— удержи рану; иной раздѣлилъ, а ты — собери; неправильно
упорствовалъ иной въ дѣланіи зла, а ты — упорствуй исправить
случившееся такъ, какъ будто его совершенно и не было. Я слы¬
шалъ одного ученаго изъ вашей среды, говорящаго благопріят¬
ное для дѣла мира и исправленія тѣхъ лицъ, которыя, имѣя не¬
правильное понятіе о вѣрѣ, думали, что это прибавленіе (т. е.
Eilioqne) было отъ самаго начала (въ Сѵмволѣ Вѣры). Поэтому
ради икономіи пусть оно будетъ снова изъято для того, чтобы вамъ
воспріять братьевъ, изъ-за раздѣленія съ которыми, вы, думается,
всѣ должны страдать, если вы — не безчеловѣчны! Представь
себѣ мысленно кровь христіанъ, которая проливается каждый день,
и горькое рабство подъ варварами, и поношеніе Креста Христова,
затѣмъ, ниспроверженіе Жертвенниковъ, разрушеніе молитвен¬
ныхъ домовъ, прекращеніе божественныхъ пѣснопѣній, захватъ
Святыхъ Мѣстъ, разграбленіе священныхъ облаченій и утвари.
Все это могло бы (благополучно) разрѣшиться, при Божествен¬
номъ содѣйствіи, благодаря нашему миру и согласію, если толь¬
ко пояселаете, отложивъ черствость и неподатливость, снизойти
къ намъ, немощнымъ, и изъять изъ среды то, что насъ смущаетъ.
“Аще брашно соблазняетъ брата моего”, говоритъ Апостолъ, “не
имамъ ясти мяса во вѣки” (I Кор. 8,13). Такъ и нынѣ, Святѣй¬
шій Отецъ! Хорошо — квасный хлѣбъ, хорошо — и безквасный;
но если безквасный хлѣбъ смущаетъ и считается хуже для Жер¬
твы, и несовершеннымъ и мертвымъ, и въ Писаніи называется
“хлѣбомъ беззаконія” (Притч. 4, 17 ср. I Кор. 5, 8), то почему
же не воспринять квасный, и не отвергнуть безквасный? — “Яко
единъ Хлѣбъ, едино Тѣло есмы мнози”, говоритъ Божественный
Апостолъ, “вси бо отъ единаго Хлѣба причащаемся” (I Кор. 10,
17). Итакъ, когда мы не являемся участниками одного Хлѣба,
то, очевидно, мы не — одно Тѣло, и не содуховны другъ ко дру¬