Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
414 и рисуется заслуга св. Марка Ефесскаго въ дѣлѣ борьбы за Православіе ( хо¬
тя эта часть труда меньше удалась автору). Самый трудъ не самостоятеленъ, а
во всемъ слѣдуетъ труду Аѳанасія Парія (о которомъ см. ниже). Книга на¬
писана съ восторженнымъ преклоненіемъ (какъ и всѣ греческіе труды о св.
Маркѣ Ефесскомъ) передъ памятью святителя Марка; цѣннымъ является и то,
что Властосъ былъ первымъ осознавшимъ значеніе и напечатавшимъ въ сво¬
ей книгѣ слово св. Марка Ефесскаго, сказанное имъ папѣ Евгенію въ нача¬
лѣ Собора. Въ началѣ своей книги авторъ (аѳонскій монахъ) помѣщаетъ
икону св. Марка Ефесскаго, написанную имъ самимъ, и службу ему, коллек¬
тивно составленную имъ и иными лицами, которую онъ закончилъ и издалъ.
Поскольку эта служба представляется новѣйшей и иногда не совсѣмъ на вы¬
сотѣ, мы ничего изъ нее не почерпнули при составленіи службы св. Марку
Ефесскому, которую мы помѣстили въ нашей книгѣ, а использовали двѣ древ¬
нѣйшія службы: Іоанна Евгеника брата св. Марка Ефесскаго, соучастника его
борьбы и продолжателя его дѣятельности, и — Великаго Ритора Мануила. А. Діамантопулосъ (Αιαμαντόπουλος): «Μάρκος Ευγενικός και ή εν
Φλορεντία σύνοδος». Аѳины 1899 г. Къ сожалѣнію мы ничего не можемъ сказать объ этой книгѣ, поскольку
ее исключительно трудно достать и въ самыхъ большихъ книжныхъ центрахъ.
Поскольку же мы можемъ судить по ссылкамъ на этотъ трудъ нѣкоторыхъ
иныхъ авторовъ, книга эта представляетъ значительное произведеніе, хотя въ
нѣкоторыхъ мѣстахъ имѣются историческія неточности. К. Дукаки (Δονκάκη), составитель 12-ти томовъ житій святыхъ по мѣся¬
цамъ подъ названіемъ: «’Ίασπις του νοητού παραδείσου», Аѳины 1889 г. Въ
книгѣ за мѣсяцъ январь, день 19-й, стр. 397-429 помѣщается жичіе св. Мар¬
ка Ефесскаго. Въ этомъ житіи кратко повѣствуется о борьбѣ св. Марка Ефес¬
скаго за Православіе на Флорентійскомъ Соборѣ, но больше рисуется общая
картина событій той эпохи. Нѣсколько словъ говорится о канонизаціи св. Мар¬
ка и въ самомъ концѣ повѣствуется о чудѣ, совершенномъ св. Маркомъ
Ефесскимъ много вѣковъ спустя послѣ его смерти. Приведемъ эту повѣсть
полностью изъ помянутой книги: «Нѣкій мужъ Димитрій, по фамиліи Зурмпеосъ, почтенный и весьма бо¬
гатый, имѣлъ сестру, которая была тяжко больна; и хотя онъ призывалъ всѣхъ
врачей Мессолонга (области) и весьма истратился на нихъ, однако, никакой по¬
мощи не могъ доставить своей сестрѣ, но больше того — придя въ худшее
состояніе, она въ теченіе трехъ дней пребывала безмолвной, ничего неощу¬
щающей и совершенно неподвижной, такъ что и сами врачи присудили ее
кь смерти. Тогда они и прочіе ея близкіе стали приготовлять все нужное для
похоронъ, но совершенно неожиданно они услышали голосъ и сильный стонъ,
исходящій отъ нея, и придя въ себя, она сказала имъ: «Почему меня не пере¬
одѣваютъ въ другія одежды, вѣдь я просто захлебывалась подъ водой?» —
Услышавъ это, братъ ея чрезвычайно обрадовался, что она заговорила, и при¬
бѣжавъ къ ней, спросилъ ее: «Что случилось и какъ это могло произойти,
что ты до такой степени влажная?» — Она же отвѣтила: «НЬкій архіерей,
придя сюда, взялъ меня за руку и повелъ меня къ одному ключу воды и
бросилъ меня внутрь водоема и омылъ меня и сказалъ мнѣ: иди, дочь, вотъ — ты совершенно свободна отъ недуга». Братъ же ея вновь спросилъ: «По¬
чему же ты не спросила его, кто былъ тотъ, который даровалъ тебѣ здра¬
віе?» — Она же отвѣтила: «Да, я спросила его: кѣмъ является Святыня твоя? — И онъ мнѣ сказалъ: я — Митрополитъ Ефесскій Маркъ Евгеникъ». —
Взявшіе же ее съ цѣлью, чтобы переодѣть ее, — о, чудо! — всѣ были весьма
поражены, видя, что не только ея одежды были влажными, но и — постель и