Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
412 Изъ общихъ трудовъ объ эпохѣ Флорентійскаго Собора укажемъ лишь на
тѣ, которые особенно существенны для ознакомленія съ дѣятельностью св.
Марка Ефесскаго: Горскій — «Исторія Флорентійскаго Собора», Москва 1847. Книгу эту нынѣ
невозможно достать, но въ англійскомъ переводѣ, сдѣланномъ студентомъ С-Пб.
Духовной Академіи В. Поповымъ и изданномъ англійскимъ богословомъ-исто-
рикомъ Neal, она была издана въ Лондонѣ въ 1861 г. Эта книга весьма крат¬
ко и поверхностно захватываетъ исторію Флорентійской Уніи и является не
столько научнымъ трудомъ, сколько популярнымъ изложеніемъ. Особенное
вниманіе въ книгѣ обращено на тотъ фактъ, что завѣщаніе патріарха Іосифа явля¬
ется подложнымъ и на тотъ фактъ, что отсутствіе подписи патріарха Констан¬
тинопольскаго подъ Актомъ Флорентійской Уніи, какъ это и приводилось Ами-
рѵтіемъ и Гемистомъ Плиѳономъ, является факторомъ, сводящимъ на нѣтъ
«вселенскость» Флорентійскаго Собора. Несмотря на свою краткость и мало-
цѣнность научнаго характера, книга эта цѣнна въ томъ смыслѣ, что написана
о Флорентійской Уніи съ точки зрѣнія православнаго человѣка и личность св.
Марка Ефесскаго представлена иностранному читателю какъ героя и побор¬
ника Истины. С. J. Hefele въ ''Histoire des Conciles" t. VII part 2. Paris 1916.
обширно и подробно говоритъ о переговорахъ между греками и латинянами на
Ферраро-Флорентійскомъ .Соборѣ и дальнѣйшей судьбѣ Уніи на Востокѣ. Ав¬
торомъ использованы всѣ имѣвшіеся въ его время источники. Относитель¬
но св. Марка Ефесскаго авторъ (римо-католическій іерархъ) настроенъ весьма
отрицательно и это чувствуется на всемъ протяженіи его изложенія исторіи
Флорентійской Уніи. J. GUI принадлежитъ обширный трудъ о Флорентійской Уніи: ”The Соші-
сіі of Florence", Cambrige 1959, въ которомъ авторомъ-іезуитом ь использо¬
ваны многочисленные источники и указана обширная литература. Авторъ се¬
го труда пишетъ весьма пристрастно и отрицательно о св. Маркѣ Ефесскомъ.
Тѣмъ не менѣе, какъ пособіе къ изученію Флорентійскаго Собора, этотъ
трудъ представляетъ послѣднее слово науки. Недавно изданныя римо-католическимъ издательствомъ «Жизнь съ Бо¬
гомъ» двѣ брошюры М. Гаврилова «Ферраро-Флорентійскій Соборъ и Русь» и
«Православіе и Ферраро-Флорентійскій Соборъ» — представляютъ меньше ин¬
тереса и скорѣе являются популярнымъ изложеніемъ, чѣмъ научными изслѣ¬
дованіями. Для ознакомленія съ эпохой жизни византійскаго государства въ эпоху
Уніи см. общія исторіи Византіи, принадлежащія нашимъ соотечественникамъ и
пользующіяся всемірнымъ авторитетомъ: А. А. Васильевъ: ^History of the Byzantine Empire" ed. 2. 1952. Г. Острогорскій: ^History of the Byzantine State" Oxf. 1956. Ф. И. Успенскій: «Исторія Византійской Имперіи» т. 3. Ленинградъ 1948. О томѣ, какое значеніе имѣла Флорентійская Унія для поднятія на За¬
падѣ поколебавшагося престижа папы Евгенія IV, см. въ капитальномъ трудѣ
Pastor. ”History of the Popes" t. 1. p. 316 sq.