Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
411 дателямъ) или, быть можетъ, въ своей невѣрности еще хуже ихъ, и
всѣ эти области ты прилагалъ усилія обольстить твоими вреднѣйшими
писаніями, утверждая, что латиняне приносятъ Богу мертвую жертву (т. е.
безквасный хлѣбъ А. А.), что присѣдятъ тѣни Моисееваго' закона, что
не только вѣру (быть можетъ, имѣется ввиду Сѵмволъ Вѣры А. А.), но и
естество человѣческое искажаютъ (т. е., что латинское духовенство бреется
А. А.), что у нихъ не имѣется ни алтаря, ни архіерейской каѳедры, что, какъ
подобные женщинамъ, они лишаютъ свой обликъ мужескаго достоинства,
что допускаютъ женщинъ при служеніи Таинства, что священной Трапе¬
зѣ, отнюдь, не оказываютъ уваженія, что Флорентійскій Соборъ издалъ
пустое и новшеской вѣры Соборное Опредѣленіе. Вслѣдствіе всего этого ты былъ отвергнутъ и обвиненъ этимъ на¬
шимъ собраніемъ, хотя нашлись бы и иные мудрѣйшіе Отцы, которые еще
лучше и сильнѣе (чѣмъ это сдѣлалъ я) опровергли бы эти твои ложнѣй¬
шія клеветы. «Итакъ, познай, Ефесянинъ, твои нечестивѣйшія заблужденія и не
только покайся въ своемъ грѣхѣ, но и черезъ публичныя заявленія при¬
знай, что ты заблуждался, дабы возстановить въ спасеніи сердца просто¬
душныхъ людей, которыя ты обольстилъ своею ложью. И если ты, какъ
одинъ, не будешь довлѣть для множества казней, однако, въ вѣчномъ
огнѣ будешь мучиться вмѣстѣ съ прочими ересеначальниками». 6. Среди источниковъ для исторіи Флорентійской Уніи особенно важны¬
ми для показанія значенія св. Марка Ефесскаго въ дѣлѣ стоянія за Правосла¬
віе являются остатки греческихъ протоколовъ Дѣяній Флорентійскаго (и Фер¬
рарскаго) Собора, находящіеся у Манси Concil. ampliss. collect. t. XXXI,
у Хардуина Concil. Coli. t. IX и недавно переизданные съ научнымъ аппара¬
томъ у J. ѲіІГя подъ названіемъ: ” Quae supersunt Actorum Graecorum con¬
cilii Florentini". Roma 1953. Гораздо меньше значенія имѣютъ такъ назы¬
ваемые ''Acta Latina", находящіяся у Андрея де Санкта Кроче. 7. Очень большое значеніе имѣетъ въ этомъ отношеніи исторія Флорен¬
тійскаго Собора, составленная Сильвестромъ Сиропуломъ екклисіархомъ Вели¬
кой церкви, изданная въ сопровожденіи латинскаго перевода (часто далеко
уходящаго отъ греческаго оригинала) и обширнаго предисловія, англійскимъ
богословомъ Robert Creyghton подъ длиннымъ наименованіемъ: ’’Vera Histo¬
ria unionis non verae inter Graecos et Latinos: sive Concilii Florenti¬
ni exactissima narratio, Graece scripta per Sylvestrum Sguropulum Magnum
Ecclesiarcham" etc. 8. Есть нѣкоторыя упоминанія о св. Маркѣ Ефесскомъ и въ синаксарѣ, на¬
ходящемся въ службѣ Флорентійскому Собору, принадлежащей ревностному
уніату Іосифу епископу Меѳонскому: Josephi Methonensis episcopi Synaxarium
Concilii Florentini, ap. Migne P. G. t. 159. 9. Какъ объ источникѣ для составленія житія св. Марка Ефесскаго, хо¬
тя и весьма посредственнаго характера, мы упоминали о двухъ древнѣйшихъ
службахъ св. Марку Ефесскому, принадлежащихъ перу Іоанна Евгеника и
Великаго Ритора Мануила. Объ этихъ службахъ мы говорили и въ I главѣ
нашего труда и въ предисловіи къ службѣ св. Марку Ефесскому. Осталь¬
ныя службы (всего ихъ извѣстно до восьми), являются болѣе поздними про¬
изведеніями, почему и оставлены нами безъ вниманія.