Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
410 жденія Истины, такъ же какъ и на водительство Духа Святаго, они ото¬
всюду стеклись? которымъ предсѣдательствовалъ Римскій Понтифій, воз¬
сѣдалъ Императоръ, присутствовалъ патріархъ Іосифъ, не отсутствова¬
ли ни мѣстоблюстители прочихъ Патріарховъ, и многое множество мит¬
рополитовъ твоего народа прибыло по своей волѣ? Не буду говорить
объ отцахъ Западной Церкви, испытаннѣйшихъ во всѣхъ наукахъ и бла¬
гочестіи. Что же тогда не доставало бы этому собранію, чтобы не име¬
новалось оно истиннымъ и святымъ? — И по причинѣ тебя — упрямѣй¬
шаго человѣка — и нѣкоторыхъ (иныхъ), имущихъ только тѣнь благо¬
честія, не долженъ стать помраченнымъ блескъ такой великой святыни и
мудрости, ибо и на всѣхъ оныхъ (бывшихъ) священныхъ Соборахъ бы¬
ли также такіе, которые являли себя бунтовщиками противъ Духа Свята¬
го. Таковы были: Арій, Македоній, Несторій, Діоскоръ и прочіе оные ере¬
сеначальники, которые по своей волѣ отсѣкли себя отъ общаго Соборна¬
го опредѣленія всѣхъ тѣхъ Отцевъ. Кромѣ того, оное Опредѣленіе (Фло¬
рентійскаго Собора) не можетъ быть названо пустымъ и новшескимъ,
по той причинѣ, что если открыть древнія книги, Святые Отцы и Учители
той и другой Церкви представили бы на середину то, что приводится для
доказательства, какъ неопровержимые доводы, которые на тѣхъ весьма
частыхъ засѣданіяхъ Собора заставляли тебя молчать. «Впрочемъ, хотя тебѣ давались обширныя возможности для того, что¬
бы ты представилъ что-либо, что имѣлъ противъ латинянъ или же опро¬
вергалъ ихъ мнѣнія, которыя издавна были противны твоимъ, почему
же ты не пожелалъ принять никакого предложенія почетнѣйшаго участія
въ диспутахъ? «Евгеній (слѣдуетъ читать «Евгеникъ»): Я опасался, что если я бу¬
ду постоянно спорить, меня просто убьютъ (лат. ориг. «на меня наложатъ
умерщвляющія руки»). «Андрей: Послѣ того, какъ ты вмѣстѣ съ твоими прибылъ въ Италію,
ты, отнюдь, не подвергся у латинянъ тому, что тебя приводило въ та¬
кой страхъ. Наоборотъ, они показали къ вамъ свое благоволеніе, госте¬
пріимство, щедрость максимальной готовности и прочимъ служеніемъ
человѣколюбія они явили себя благочестивѣйшими и смиреннѣйшими.
И такъ было, дѣйствительно, общимъ по отношенію ко всѣмъ. Тебѣ
же была оказана исключительная милость, за неблагодарность въ отно¬
шеніи которой когда-нибудь Богъ тебя достойно накажетъ. «Евгеній: Я бы желалъ, чтобы ты мнѣ сказалъ: въ чемъ заключалась
эта милость? «Андрей: Ты помнишь, какъ послѣ длительныхъ диспутовъ, послѣ
того какъ Актъ Уніи былъ промульгированъ и скрѣпленъ подписями, Рим¬
скій Понтифій и Императоръ сидѣли вмѣстѣ и съ величайшимъ благо¬
воленіемъ и милостью увѣщевали тебя, чтобы ты отступилъ отъ твоего
діавольскаго упорства и (своею подписью) подтвердилъ Опредѣленіе Со¬
бора. «Евгеній: Прекрасно помню. Но что же я сдѣлалъ такое, что ты
считаешь меня достойнымъ такого порицанія? «Андрей: Потому, что ты обѣщалъ отправиться въ Константинополь,
гдѣ, когда (новый) патріархъ войдетъ въ должность, ты согласишься съ
рѣшеніемъ Собора и подпишешь. Но ты, подобно сыну того, который
отъ начала не стоялъ въ истинѣ, возвратившись съ священнаго онаго
собранія, убѣжалъ въ Троянскія крѣпости, будучи подобнымъ тѣмъ (пре-