Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
409 4. Надгробное слово св. Марку Ефесскому, составленное св. Георгіемъ
(Геннадіемъ) Схоларіемъ. Въ сопровожденіи русскаго перевода оно было на¬
печатано А. Норовымъ въ цитируемомъ произведеніи стр. 68-89. Въ греческомъ
оригиналѣ оно помѣщено у Лампроса (цитируемое сочиненіе) и въ полномъ
собраніи сочиненій св. Геннадія Схоларія среди «Oeuvres completes de Gennade
Scholarios». Paris 1928-36. 5. Свидѣтельство архіепископа Родосскаго Андрея о св. Маркѣ Ефесскомъ. Этотъ источникъ (если даже его можно такъ назвать) настолько несущест¬
венъ, что мы его даже и не привели среди тѣхъ источниковъ, о которыхъ гово¬
римъ въ началѣ нашей книги. Но поскольку Андрей Родосскій былъ человѣкъ,
который долгое время находился въ общеніи со св. Маркомъ и одно время былъ
главнымъ оппонентомъ его со стороны латинянъ на Флорентійскомъ Соборѣ,
то естественно возникаетъ интересъ, что онъ могъ сказать въ своемъ свидѣ¬
тельствѣ о св. Маркѣ и не могъ ли бы намъ дать какихъ нибудь цѣнныхъ свѣ¬
дѣній о семъ великомъ борцѣ за Православіе. Но ничего подобнаго читатель
не найдетъ въ упомянутомъ сочиненіи. Да и само названіе сего сочиненія,
какъ «свидѣтельства» едва ли отвѣчаетъ его содержанію, поскольку является
лишь краткимъ отрывкомъ изъ полемическаго сочиненія противъ св. Марка
Ефесскаго. Оно явилось результатомъ и отвѣтомъ на обвиненія латинянъ,
которыя находились въ посланіи св. Марка Ефесскаго къ меѳонскому пресви¬
теру Георгію касательно нѣкоторыхъ обрядовъ Римо-Католической Церкви. Раз¬
гнѣванный этими обвиненіями этотъ отступникъ Православія, который въ свое
время былъ православнымъ и принадлежалъ къ византійской аристократіи, а
потомъ ушелъ на служеніе латинянамъ и еще задолго до Флорентійскаго Со¬
бора принялъ католичество и за свое ревностное служеніе Ватикану былъ воз¬
веденъ въ санъ архіепископа Родосскаго (или «Колосскаго» — по той при¬
чинѣ, что на Родосѣ былъ когда-то знаменитый Колоссъ, одно изъ семи чудесъ
древняго міра) — написалъ «отповѣдь» святителю Марку. Это краткое со¬
чиненіе находится въ латинской рукописи Palatinus Latin. 604-59 и было из¬
дано, въ сопровожденіи предисловія на латинскомъ же языкѣ, въ «Acta Aca¬
demiae Velehradensis» XIII (1937) Р. G. НоЛпапп’омъ. Съ сего изданія и
дѣлаемъ переводъ сего сочиненія съ латинскаго на русскій языкъ, представля¬
ющаго воображаемый діалогъ между обличающимъ Андреемъ Родосскимъ и
св. Маркомъ Ефесскимъ. ТЕКСТЪ: «Послушаемъ также какъ и въ иномъ религіозномъ твореніи ты яв¬
но говоришь ложь. Именно, ты говоришь: «Знай же, что Соборное Опредѣленіе лже-собора, особенно же, пу¬
стое новшество, какъ это и слѣдовало, никѣмъ, отнюдь, не было при¬
нято. Но и тѣ, которые заключали и подписали — ненавидимы всѣми,
какъ находящіеся подъ проклятіями и предатели Истины, и здѣсь никто
еще съ ними не сослужилъ. Богъ же, вся могущій, да домостроитель-
ствуетъ то, что — на пользу и да исправитъ Церковь Свою, которую
искупилъ Своею Кровію. Сохрани добрый залогъ Вѣры, совершенно от¬
вращаясь отъ невѣжественныхъ новшествъ. Ефесскій Маркъ». «Какъ осмѣливаешься ты оный Соборъ именовать ложнымъ и его
Опредѣленіе — пустымъ и новшескимъ?! Какъ могло быть ложнымъ оное
собраніе знаменитѣйшихъ и ученѣйшихъ людей, на которое ради обсу-