Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
406 Построеніе отъ природы свойственныхъ понятій, показыва¬
ющее, что ничто не бываетъ однимъ и тѣмъ же съ другимъ въ
отношеніи и существа и гпостаси, но зти вещи или сущест¬
вомъ представляютъ — одно, но тогда онѣ различны по гпоста¬
си, или же — онѣ по гпостасямъ, но тогда совершенно различны
по существу. Если же существо и естество есть одно и то же, и лицо и ѵпо¬
стась (въ свою очередь) — одно и то же, то ясно, что (существа)
другъ въ отношеніи друга единоестественныя и единосущныя —
совершенно гетероѵпостасны другъ въ отношеніи друга. Ибо въ
отношеніи и того и другого, имѣю въ виду — естество и ѵпостась,
ничто изъ существующаго не бываетъ однимъ и тѣмъ же въ отно¬
шеніи другого. Поэтому, тѣ, которые соединены другъ въ отноше¬
ніи друга согласно одному и тому же естеству или существу, т. е.
— сущіе одного и того же существа и естества, отнюдь, не явля¬
ются соединенными въ одной и той же ѵпостаси или лицѣ, т. е.
отнюдь не было бы возможнымъ имъ имѣть одно и то же лицо и
одну ѵпостась; и тѣ, которые соединены согласно одной и той же
ѵпостаси или лицу, совершенно невозможно, чтобы были соеди¬
ненными согласно одному и тому же существу или естеству, т. е.
отнюдь не значитъ, чтобы они являлись одного и того же существа
т. е. естества. Но соединенные согласно одному и тому же естеству
или существу, т. е. являющіеся одного и того же существа или
естества, между собою отличаются ѵпостасями или лицами, какъ
это бываетъ въ отношеніи Ангеловъ и людей и всей видимой тва¬
ри въ обликѣ и родѣ. Ибо Ангелъ отъ Ангела, и человѣкъ отъ
человѣка, и волъ отъ вола, и собака отъ собаки, отличаются въ
отношеніи лица, а не — естества или существа. Дерзнетъ ли сло¬
во сказать больше: такъ, въ отношеніи самой Первой, Безначаль¬
ной же Творительной Причины (всего) сущаго мы наблюдаемъ
то же въ отношеніи другъ друга — Существо и Упостась; дѣй¬
ствительно, мы познали едино Существо и Естество Божества, су¬
щаго въ Тріехъ Ѵпостасяхъ, различаемыхъ Другъ отъ Друга ин¬
дивидуальными свойствами, и Три Ѵпостаси въ одномъ и томъ же
Существѣ и Естествѣ Божества. Ибо Единица въ Троицѣ, и Тро¬
ица въ Единицѣ является Поклоняемое нами: Отецъ и Сынъ и
Духъ Святый — единый Богъ; хотя Сынъ не есть Отецъ, но То,
что — Отецъ; хотя Духъ не есть Сынъ, но То, что — Сынъ; ибо
во всемъ каковъ — Отецъ, таковъ — Сынъ, кромѣ нерожденія
(ибо Онъ — рожденъ); и во всемъ каковъ — Сынъ, таковъ —