Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
41 Тебя Самого, и сотвори, чтобы исполнилась та молитва, которую
въ то время, когда Ты шелъ на Страсти, говорилъ, молясь: “Даждь
имъ да едино будутъ, якоже и Мы едино есмы” (Іоан. 17, 11, 21).
Зриши, Господи, раздѣленіе наше — какъ оно печально, и какъ
по самоволію и дерзости “къ угожденію плоти” (Гал. 5, 13) мы
злоупотребили свободой и стали рабами грѣха и совершенно пло¬
тію, а нынѣ отданы врагамъ Креста Твоего въ расхищеніе и раб¬
ство, и “яко овцы заколенія вмѣнихомся” (Ис. 43, 22. Рим. 8,
36). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Гос¬
поди! То, что нѣкогда было объявлено, какъ подлежащее разсмо¬
трѣнію Вселенскаго Собора, то сегодня мы исполнили, и отъ себя
внесли все; даруй же и Твое, для завершенія того, что мы пред¬
приняли: ибо Тебѣ это возможно, если Ты пожелаешь только, и
желаніе Твое является (уже) — исполненіемъ на дѣлѣ. Скажи
и намъ, какъ раньше чрезъ Пророка Твоего: “Азъ съ вами есмь,
и Духъ Мой настоитъ посредѣ васъ” (Агг. 2, 5, 6). Итакъ, если
Ты будешь присутствовать, все прочее будетъ легко и гладко. 2. И это мнѣ, воистинну, было яселательнымъ привести въ
настоящихъ обстоятельствахъ. А теперь въ отношеніи тебя, Свя¬
тѣйшій Отецъ, я сотворю слово. Что это, что такъ велика спорли-
вость въ отношеніи того новшескаго прибавленія28), которое Тѣ¬
ло Христово разсѣкло и раздѣлило, и тѣхъ, которые называются
по Его имени, до такой степени раздѣлило въ міровоззрѣніи?!
Сколь будетъ велико и длительно и недружественно презрѣніе къ
братіямъ и отчужденіе отъ смущающихся?! Зачѣмъ обвиняемъ
Отцевъ27), когда противно ихъ общимъ преданіямъ различное ду¬
маемъ и говоримъ?! Почему ихъ вѣру28) мы сдѣлали ущерблен¬
ной, а нашу — какъ бы болѣе совершенную, вводимъ?! Почему
противно Евангелію, которое восприняли, иное проповѣдуемъ Еван¬
геліе! 29) Какой злой демонъ позавидовалъ нашему согласію и един¬
ству?! Кто отъялъ отъ насъ братскую любовь, вводя различную
Жертву30), которую незаконно приносить, ибо она не раздѣляет¬
ся?! Развѣ это свойственно духу Апостоловъ и настроенности От¬
цевъ и братскому расположенію? или, напротивъ, (это — свой¬
ственно) нѣкоему странному , извращенному и обособленному ду¬
ху, не видящему совершенно ничего страшнаго въ томъ, если всѣ
погибнутъ?! Но я считаю того, кто ввелъ это раздѣленіе и “Свы-
шеистканный Хитонъ Господняго Тѣла” разорвалъ, подлежащимъ
большему наказанію, чѣмъ распинавшіе (Христа) и всѣ отъ вѣка
нечестивцы и еретики. Но тебѣ предстоитъ противоположное, бла¬
женнѣйшій Отецъ, если только пожелаешь разстоящаяся собрать