Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
39 извѣстныхъ древней Церкви, которыя были введены въ догматику
и богослужебную практику Западной Церкви, и являлись причи¬
ной раскола между двумя Церквами. Далѣе св. Маркъ указалъ
на то, что объединеніе всѣхъ христіанъ противъ общаго врага Хри¬
стіанства — турокъ — было бы одинаково необходимо, какъ для
Византіи, такъ и для Запада. Помимо всего этого, этотъ памятникъ является глубоко че¬
ловѣчнымъ и волнующимъ, когда представляешь себѣ, что на
Флорентійскомъ Соборѣ въ послѣдній разъ встрѣтились предста¬
вители Восточной и Западной Церквей для обсужденія возстано¬
вленія прежняго единства Церкви, и когда достичь это единство
еще было такъ возможно! Св. Маркъ обращается къ сердцу Папы, указывая ему на
любовь, на тѣ усилія, какихъ стоило старымъ и больнымъ іерар¬
хамъ Православной Церкви совершить трудное путешествіе и со¬
браться въ гостепріимномъ домѣ Папы. Онъ призываетъ Папу
обнять ихъ, чадъ его, которыя такъ долго были въ разъединеніи,
и нынѣ пришли къ нему. Затѣмъ, онъ обращается къ разсудку
Папы, говоря о той взаимной помощи и взаимной пользѣ въ борь¬
бѣ съ общимъ врагомъ Христіанства, которыя могутъ быть достиг¬
нуты благодаря единенію Церквей. Онъ говоритъ, что тѣ препят¬
ствія, которыя лежатъ на пути къ единенію, Папѣ ничего не сто¬
итъ повелѣть убрать и этимъ исцѣлить рану Раскола. Наконецъ,
онъ обращается къ волѣ Папы, предлагая ему совершить доброе
дѣло соединенія Церквей, говоря, что это будетъ его личная до¬
бродѣтель и что вѣнецъ ему уже исплетенъ, который онъ, Папа,
не пожелаетъ отвергнуть. Начинается это святоотеческое слово какъ бы съ вѣрой въ
успѣхъ переговоровъ; затѣмъ слѣдуетъ молитва Спасителю о бла¬
гополучномъ результатѣ работы Собора, но постелено духовнымъ
очамъ Святителя открывается, что его чаянія не оправдаются, что
злой обычай раскола восторжествуетъ, и слово его кончается, или
лучше сказать — обрывается, въ тонѣ отчаянія. Первымъ издателемъ этого слова св. Марка, печатаемаго ни¬
же, былъ Каллистъ Blastos, который справедливо придавалъ ему
большое значеніе24). Потомъ это слово помѣстилъ среди доку¬
ментовъ, относящихся къ Флорентійской Уніи, Mgr. Louis Petit
въ 17-мъ томѣ “Патрологіи Оріенталисъ” стр. 336-41. Наконецъ,
J. Gill помѣстилъ это слово (греческій текстъ и латинскій пере¬
водъ) въ своемъ трудѣ: “Quae supersunt Actorum Greeorum Conci¬
lii Florentini”.