Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
375 Схоларія, который болѣе полно рисуетъ намъ образъ Святителя
въ панегирикѣ ему: “Онъ былъ правосуднѣе, чѣмъ самое право¬
судіе того требовало, ибо онъ не бралъ на себя изрекать судъ и
избѣгалъ шумныхъ преній. Своей кротостью и своимъ человѣко¬
любіемъ онъ превзошелъ всѣхъ, отличавшихся сими добродѣте¬
лями. Кто былъ доступнѣе его для всѣхъ, обращавшихся къ не¬
му? Кто добровольнѣе его отдавалъ себя на все полезное? Кто
убѣдительнѣе его высказывалъ все, что должно было сказать? —
и кто болѣе его былъ готовъ на помощь ближнему? Кто былъ без¬
злобнѣе его противу тѣхъ, которымъ случалось оскорблять его?
Кто былъ болѣе его чуждъ всякой зависти? Но онъ же самый,
когда онъ находилъ причины заподозрить кого либо въ ухищре¬
ніяхъ противу православнаго вѣрованія, — онъ отважно вступалъ
въ борьбу съ краснорѣчіемъ противниковъ и не давалъ торжество¬
вать силѣ ложнаго ученія. И вотъ почему его обвиняли въ не¬
помѣрной раздражительности, и вотъ отчего его возненавидѣли
нѣкоторые изъ приближенныхъ къ нему! Не вникая въ его побу¬
жденія и движимые человѣческими страстями, — они уязвляли
этого великаго мужа какъ своимъ молчаніемъ, такъ и своими сло¬
вами. О, сколько я выстрадалъ отъ безумной рѣчи одного изъ нихъ,
дерзнувшаго во время Соборнаго пренія называть его, — Учите¬
ля Истины, — обольстителемъ, отвращающимъ отъ Истины!.. Но
этотъ великій отецъ нашъ кротко выслушивалъ злобныя рѣчи,
ибо не искалъ превозносить себя и считалъ достаточною обороною
противу клеветы свою борьбу за Истину. Онъ помнилъ, что Самъ
Господь нашъ былъ оклеветанъ. Такъ переносилъ онъ поруганія.
И никто изъ насъ, — о, стыдъ! — не предсталъ ему на помощь.
И я самъ, увы, — молчалъ. Но я не оберегалъ своей личности, а
принужденъ былъ соображаться съ обстоятельствами того време¬
ни. .. Затѣмъ, я сообщалъ блаженному Отцу мои соображенія;
онъ извинялъ меня, соглашался, — и готовился вновь подвизать¬
ся въ предстоящей сму борьбѣ. Не сомнѣваясь въ моихъ чувст¬
вахъ, онъ надѣялся побѣдить всѣхъ противниковъ своихъ одною
силою Истины. Онъ даже полагалъ, что я ему значительно содѣй¬
ствовалъ въ этомъ подвигѣ, — какъ бы Ѳизей Ираклу, — но, ко¬
нечно, одно только великодушіе блаженнаго Отца могло припи¬
сывать мнѣ такое важное содѣйствіе! Таковыми “чарами” Свя¬
той души и святой рѣчи онъ воспробудилъ всю горячую мою лю¬
бовь къ нему. Но мы не пріобщились бы достаточно познанію Исти¬
ны, если бы онъ не посѣялъ въ насъ первыя ея сѣмена своимъ уче¬
ніемъ и своими молитвами, въ которыхъ онъ часто испрашивалъ