Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
371 теперь я уже сталъ ничѣмъ; а есть ли что меньшее, чѣмъ — ни¬
что? Итакъ, если (тогда) онъ также полагалъ, что мы (сами)
можемъ нѣчто исправить и считалъ излишнимъ для себя дѣлать
то, что могутъ совершить иные, какъ и то, что, при совершен¬
но незначительной помощи, будетъ вредъ инымъ, какъ часто онъ
мнѣ пояснялъ и просилъ прощенія; то теперь, когда я уже от¬
хожу отсюда, я не вижу иного кого, равнаго ему, кто бы могъ
занять мое мѣсто, въ Церкви и въ Вѣрѣ и въ догматахъ Право¬
славія; поэтому я считаю его достойнымъ, чтобы будучи призы¬
ваемъ, лучше же сказать принуждаемъ, временемъ, онъ раскрылъ
искру благочестія, скрытую въ немъ, и поборствовалъ за Церковь
и здравые догматы, чтобы то, что я не могъ совершить, ис¬
правилъ онъ, съ помощью Божіею. Ибо онъ можетъ это, благо¬
датію Божіей, при естественномъ своемъ умѣ и силѣ въ словахъ,
если только пожелаетъ воспользоваться этимъ въ благопріятное
время. И въ равной мѣрѣ онъ долженствуетъ и въ отношеніи
Бога и Вѣры и Церкви вѣрно и чисто бороться за Вѣру. И я
самъ возлагаю на него эту борьбу, чтобы вмѣсто меня онъ былъ
защитникомъ Церкви и водителемъ здраваго ученія и поборни¬
комъ правыхъ догматовъ и Истины, имѣя поддержку въ Богѣ и
въ самой Истинѣ, о чемъ и ведется борьба; чтобы бывая общни-
комъ въ этомъ Святымъ Учителямъ и богоноснымъ Отцамъ, ве¬
ликимъ богословамъ, онъ воспринялъ награду отъ Праведнаго Су¬
діи, когда Онъ объявитъ побѣдителями всѣхъ тѣхъ, которые бо¬
ролись о Благочестіи. Но и онъ самъ долженъ всѣми силами
имѣть рвеніе о благостояніи правыхъ догматовъ Церкви, какъ
долженствующій дать отчетъ о семъ въ часъ суда Богу и мнѣ,
поручившему (ему) сіе, а также понадѣявшемуся принести въ
Благую Землю эти слова, приносящія болѣе чѣмъ стократный
плодъ. Пусть онъ отвѣтитъ мнѣ о семъ, дабы, отходя изъ настоя¬
щей жизни, я возымѣлъ совершенную увѣренность, и чтобы, от¬
чаявшись въ исправленіи Церкви, я не умеръ въ печали. С ОТВѢТЪ ГОСПОДИНА СХОЛАРІЯ: Я, Владыко мой Святый, прежде всего, благодарю великую
твою святыню за похвалы, которыя ты сказалъ обо мнѣ; ибо, по¬
желавъ оказать мнѣ милость, ты свидѣтельствовалъ обо мнѣ столь
великое, чего я не имѣю и увѣренъ, что это и не близко — отъ
меня; но это проистекаетъ отъ высоты благости и добродѣтели и