Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
370 ніи) кого иного изъ нашего удѣла, съ цѣлью попытки присоеди¬
ниться и сослужить въ нашихъ (богослуженіяхъ), ибо это озна¬
чаетъ смѣшать то, что це можетъ быть смѣшеннымъ; но имъ по¬
добаетъ быть совершенно въ раздѣленіи съ нами до тѣхъ поръ,
пока Богъ не даруетъ исправленіе и миръ Своей Церкви. В Затѣмъ, обернувшись къ сановнику Схоларію16), онъ сказалъ: Есть нѣкоторыя положенія у философовъ, которыя хотя я
уже и позабылъ, однако, приведу нѣчто малое: есть положенія,
которыя опредѣляются аналогичными предположеніями; въ чи¬
слѣ ихъ есть понятіе допускаемости, затѣмъ, понятіе большей
возможности допущенія, и это-то понятіе большей возможности до¬
пущенія близко — къ понятію необходимо-вытекающему|7). Это
имѣетъ отношеніе къ предмету настоящихъ словъ. Говорю же
я о сановникѣ Схоларіи, котораго зналъ еще отъ возраста его
ранней юности, къ которому имѣю расположеніе и большую лю¬
бовь, какъ бы къ сыну моему и другу, или кто бы привелъ ипое
какое наименованіе, говорящее о расположеніи и любви. Съ нимъ
обращаясь и разговаривая даже до сего времени, я возымѣлъ ясное
представленіе объ его исключительномъ благоразуміи и мудро¬
сти и силѣ въ словахъ, и посему я вѣрю, что онъ — единствен¬
ный изъ обрѣтаемыхъ въ настоящее время могущій протянуть
руку помощи Православной Вѣрѣ, волнуемой насиліями разру¬
шителей совершенства догматовъ, а также, съ помощью Божіей,
исправить Церковь и утвердить Православіе, если только онъ не
захочетъ и самъ отступить отъ дѣла и скрыть свѣтильникъ подъ
спудомъ. Но я совершенно увѣренъ, что онъ такъ не поступить,
и не ослушается до такой степени своей совѣсти, чтобы, ви¬
дя Церковь, бѣдствуемую отъ волнъ, и Вѣру, которая зависитъ оть
немощнаго человѣка, — говорю по человѣчески, — и, зная, что
въ его возможности помочь ей, не поспѣшилъ бы со всей поспѣш¬
ностью и готовностью вступить въ борьбу, ибо будучи мудрымъ,
онъ не не вѣдаетъ совершенно, что разрушеніе Каѳолической
Вѣры есть общая гибель. Правда, въ прошедшія времена, нахо¬
дясь во главѣ достаточно ожесточенной борьбы, ведомой нѣкото¬
рыми иными лицами и, особенно, мною, онъ не явилъ себя яв¬
нымъ поборникомъ Истины, принуждаемый, возможно, совѣтами
или людьми. Но, вѣдь, и я раньше ничего или же совсѣмъ ма¬
ло привнесъ въ борьбѣ, не имѣя достаточно ни силы, ни рвенія; и