Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 368 это тяжелое обязательство? будетъ ли вѣренъ. Православію и Цер¬
кви? Захочетъ ли пожертвовать своей карьерой, а можетъ быть
и большимъ, чѣмъ честь и богатство, — захочетъ ли пожертво¬
вать жизнью за Истину? — Св. Маркъ зналъ, что Георгій Схола-
рій велъ скорѣе примиренческую политику въ отношеніи Уніи,
не только во время Флорентійскаго Собора, но и послѣ Собора,
уже находясь въ Константинополѣ, и былъ готовъ оправдать ком¬
промиссъ въ отношеніи догматовъ вѣры. Все же, св. Маркъ чув¬
ствовалъ, что можетъ довѣрить Георгію Схоларію свое мѣсто и
передать именно ему водительство въ борьбѣ за Православіе. Онъ
зналъ внутреннія убѣжденія его; зналъ, что имѣетъ передъ со¬
бою чуткую душу, нѣжную, способную къ воспріятію всего воз¬
вышеннаго. Вспомнимъ, что въ своемъ посланіи къ св. Марку,
хотя онъ былъ весьма обиженъ на св. Марка и не совсѣмъ согла¬
сенъ съ его точкой зрѣнія, однако, такъ трогательно онъ адресу¬
етъ ему отвѣтъ: “Всесвященнѣйшему Митрополиту Ефеса и пре¬
честнѣйшему Экзарху всей Асіи, и мнѣ о Господѣ божественнѣй¬
шему, святѣйшему Отцу и Владыкѣ, самому лучше¬
му и самому мудрому изъ людей”. Св. Маркъ зналъ
нѣжную душу своего сына, прощалъ неоднократно его слабости
и, прощая, подбадривалъ его больше не впадать въ нихъ. Теперь,
говоря съ нимъ въ послѣдній разъ въ своей жизни и передавая ему
самое важное, что было на свѣтѣ у него въ жизни — соблюденіе
Православія, Святитель обращается къ его сердцу, убѣждая его
занять его мѣсто въ борьбѣ за Православіе. Съ тревогой онъ
ждетъ его отвѣта. Отвѣтъ Георгія Схоларія былъ достоинъ этого великаго че¬
ловѣка. Онъ осозналъ и передъ всѣми возвѣстилъ, что вся та ди¬
пломатичность, которой онъ держался, и тотъ офиціальный ней¬
тралитетъ, который нѣкогда онъ считалъ правильнымъ и оправ¬
даннымъ, и то “молчаніе” и уклоненіе отъ борьбы за Православіе,
по тѣмъ или инымъ соображеніямъ, все это было неправильнымъ,
и говоритъ, что отнынѣ онъ все это презрѣлъ, и съ готовностью
принимаетъ на себя мѣсто св. Марка въ борьбѣ за Православіе и
свидѣтельствуетъ о своей готовности бороться за “совершенство
Православія” — говоря эти прекрасныя слова: “Полностью под¬
тверждая, я говорю тебѣ предъ Богомъ и святыми Ангелами, не¬
видимо предстоящими нынѣ намъ, и предъ находящимися здѣсь
многими и достойными мужами, что я буду во всемъ вмѣсто тебя
и вмѣсто твоихъ устъ, и чѣмъ ты горѣлъ и что любя передалъ,
и самъ я, и защищая и всѣмъ предлагая, совершенно ничего изъ