Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
366 — Если бы и сводъ небесный обрушился, и тогда бы праведность
этого мужа не поколебалась, сила ея не изнемогла бы, душа его
бы не подвиглась, и мысль его не ослабѣла бы ни при какихъ
трудныхъ испытаніяхъ” |#). Іоаннъ Евгеникъ такъ намъ говоритъ
о кончинѣ своего брата: “Такимъ образомъ, проживъ боголюби¬
во и во всемъ свѣтло отличившись въ жительствѣ въ молодости
до божественной схимы, въ самой святой схимѣ, въ степеняхъ
священническаго служенія, въ достоинствѣ архіерейскомъ, въ раз¬
сужденіяхъ о Православной Вѣрѣ и въ благочестивомъ и без¬
страшномъ исповѣданіи, достигнувъ уже 52 лѣтъ тѣлеснаго воз¬
раста, къ Тому, къ Которому, по Павлу, онъ желалъ разлучить¬
ся и быть съ Нимъ, Котораго добрыми дѣлами прославилъ, Кото¬
раго православно богословилъ, Которому во всей жизни угождалъ,
къ Нему радуясь преставился мѣсяца іюня въ 23-й день” 11). Свя¬
титель пробылъ 14 дней въ мучительной агоніи; объ этомъ и о
внутреннихъ причинахъ для этого, такъ разсказываетъ намъ Іо¬
аннъ Евгеникъ въ болѣе пространномъ своемъ синаксарѣ, издан¬
номъ S. Petrides: “Проболѣлъ онъ 14 дней, при чемъ сама бо¬
лѣзнь, какъ онъ самъ говорилъ, оказывала на него то же дѣйст¬
віе, что и тѣ желѣзныя орудія пытокъ, какія примѣнялись пала¬
чами по отношенію къ святымъ мученикамъ, и которыя какъ бы
опоясывали ребра и внутренности, сжимали ихъ и оставались
прикрѣпленными въ такомъ состояніи и причиняли совершенно
невыносимыя боли; такъ что казалось, что то, что не могли сдѣ¬
лать люди со священнымъ и страстотерпческимъ тѣломъ, это ис¬
полнила болѣзнь по несказаннымъ судамъ Провидѣнія, для того,
чтобы Исповѣдникъ Истины и Страстотерпецъ и Побѣдитель все¬
возможныхъ страданій и Вѣнечникъ предсталъ Богу, пройдя
чрезъ всѣ бѣды и то даже до послѣдняго издыханія, какъ золото
въ печи испытанное, и благодаря этому еще больше почести и
награды во вѣки воспріялъ отъ Праведнаго Судіи”12). Хотя агонія была крайне мучительной, однако сама кончи¬
на пришла легко, и Святитель радостно предалъ Богу свой бла¬
женный и свѣтлый духъ. Іоаннъ Евгеникъ говоритъ намъ въ
своемъ синаксарѣ такъ: “Много передъ кончиной онъ давалъ на¬
ставленій и отечески заповѣдалъ присутствующимъ относитель¬
но исправленія Церкви и нашего Благочестія и открытаго сохра¬
ненія правыхъ догматовъ Церкви, объ отвращеніи отъ новшества,
и, въ радости присовокупивъ послѣднія слова: “Господи Іису-
се Христе, Сыне Бога Живаго, въ руцѣ Твои предаю духъ мой”,
онъ такимъ образомъ преставился къ Богу” ,3).