Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
37 митрополитъ Никейскій отзывается о св. Маркѣ Ефесскомъ, какъ
о “священномъ и блаженнѣйшемъ экзархѣ сего священнаго со¬
бранія, воистинну, мудрѣйшемъ и высочайшемъ богословѣ, семъ
Ефесскомъ святителѣ и нашемъ учителѣ”22). Представителями латинянъ были кардиналъ Іуліанъ Цеза-
рини, опытный и тонкій дипломатъ, отличавшійся большой обра¬
зованностью и краснорѣчіемъ, кардиналъ Николай Альбергатп,
хоть и уступавшій въ нѣкоторомъ отношеніи кардиналу Іуліану,
однако также принадлежащій къ цвѣту Ватиканской диплома¬
тіи того времени, Андрей, архіепископъ Родосскій, начитанный
и свѣдущій богословъ, но больше бравшій многорѣчивостью, чѣмъ
глубиною разсудительности, Іоаннъ де Торквемада, знаменитый
испанскій богословъ, несомнѣнно болѣе глубокій, чѣмъ Андрей
Родосскій, и шесть иныхъ представителей Папы. Къ комиссіи
были приставлены переводчики и секретари. Протоколы (дѣянія)
должны были вестись на греческомъ и латинскомъ языкахъ. Какъ
мы сказали въ началѣ этой главы, эти Дѣянія — утеряны. Истинными главами, однако, были со стороны латинянъ —
папа Евгеній ІУ, человѣкъ исключительной силы воли и политич¬
ности, умѣвшій проводить свои планы, если не возможно лаской,
то насиліемъ. Это былъ человѣкъ одинъ изъ сильнѣйшихъ на пре¬
столѣ апостола Петра въ исторіи папства. Со стороны грековъ
— главой былъ Императоръ Іоаннъ Палеологъ, который часто ру¬
ководилъ преніями, часто самъ присутствуя и выражая свое мнѣ¬
ніе. На Унію онъ смотрѣлъ, какъ мы говорили, съ точки зрѣнія
политической. Онъ желалъ, чтобы Унія была заключена на ка¬
кихъ-то общихъ выраженіяхъ. Церковная сторона дѣла стояла для
него на второмъ мѣстѣ. Но когда обнаружилась острота положе¬
нія, онъ (не безъ внутренней борьбы) рѣшилъ пожертвовать исти¬
ной Православія ради интересовъ Византіи. Болѣе подробно о ли¬
цѣ Императора Іоанна въ дѣлѣ Уніи будетъ нами сказано при
дальнѣйшемъ изложеніи исторіи Флорентійской Уніи. Прежде чѣмъ мы перейдемъ къ изложенію исторіи обсужде¬
нія богословскихъ вопросовъ, именно пунктовъ догматическаго ха¬
рактера, бывшихъ предметомъ раздѣленія между Православной
и Римо-Католической Церквами, намъ умѣстно привести здѣсь
весьма цѣнный памятникъ, именно — слово св. Марка Ефесскаго
папѣ Евгенію ІУ, которое принадлежитъ именно этому періоду. Эта рѣчь св. Марка Ефесскаго имѣетъ слѣдующее происхо¬
жденіе: прибывъ въ Италію, греческіе делегаты были приглаша¬