Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
357 mero, наемника, а не пастыря, Монемвасійскаго безумца, получив¬
шаго отъ Императора настоятельство Продромомъ, его монахи и
не поминаютъ (на богослуженіяхъ) вообще, и при кажденіи не
кадятъ на него, какъ кадятъ на христіанъ, но имѣютъ его только
для дѣлъ, какъ нѣкоего консула, и Императоръ, зная объ этомъ,
ни одного слова не говоритъ, но и открыто говоритъ, что кается
въ совершившемся и слагаетъ вину на покорившихся и подписав¬
шихъ Унію. Итакъ, бѣгите и вы, братіе, отъ общенія съ тѣми, съ
кѣмъ не должно его имѣть, и поминовенія тѣхъ, кого не достоитъ
(литургически) поминать. Вотъ — я, грѣшный Маркъ, говорю
вамъ, что тотъ, кто поминаетъ папу какъ православнаго архіерея
обязанъ также и исполнять все латинское, вплоть до бритья боро¬
ды, и латинствующій будетъ осужденъ вмѣстѣ съ латинянами, и
будетъ считаться нарушителемъ Вѣры. Да будутъ твои святыя молитвы съ нами! t Благословенно¬
му князю Киръ Константину Контопетре и всѣмъ властямъ, ока¬
завшимъ намъ гостепріимство — поклонъ и благословеніе отъ
Бога. f Ефесскій Маркъ. Іюня 16-го. 7. Посланіе св. Марка Ефесскаго къ іеромонаху Ѳеофану на
Имврійскомъ островѣ. Въ предисловіи этого посланія указаны поводъ и мѣсто его
написанія. Одинъ ученый іеромонахъ съ Имврійскаго острова, по
имени Ѳеофанъ, написалъ сочиненіе противъ латинскихъ воззрѣ¬
ній — “Синтагму” (которая сохранилась въ двухъ рукописяхъ),
которую направилъ св. Марку на просмотръ съ просьбой передать
ее Императору, если св. Маркъ найдетъ это нужнымъ. Св. Маркъ,
находившійся въ то время въ Константинополѣ, одобрилъ его со¬
чиненіе и порадовался ревности о вѣрѣ ея автора, но не предста¬
вилъ “Синтагмы” Императору, такъ какъ считалъ, что, во-пер¬
выхъ, теперь не время подвергать автора этого анти-латинскаго
сочиненія явной опасности, а само сочиненіе подвергнуть издѣва¬
тельству, а во-вторыхъ, — по той причинѣ, что, какъ онъ пишетъ:
“Теперь уже настала борьба не въ словахъ, а въ самыхъ вещахъ;
время не словъ и доказательствъ... но долженствуетъ любящимъ
Бога самыми дѣлами доблестно противиться и быть готовымъ пе¬
ренести всѣ опасности за Благочестіе и не марать себя общені¬
емъ съ нечестивыми”. Т. е. иными словами, св. Маркъ не хотѣлъ
подвергать помянутаго іеромонаха Ѳеофана ненужной опасности;